Макетирование лежит в основе проектирования, когда дизайнер определяется с объемами, формами и габаритами будущего предмета. Говоря простыми словами, это физическая визуализация. Не всегда у нас есть возможность заказать прототип из стали, дерева и других дорогих материалов, и тогда на помощь приходит макетирование из бумаги и картона. Очень важно, чтобы дизайнер умел соизмерять размеры предмета и пространства. Часто случаются казусы, когда ты вроде все придумал, нарисовал классную 3D-модель, отправил ее на производство, а получил в итоге гигантский стул или маленький стол из сказки про Машу и медведей. И вот когда ты увидишь это своими глазами, ты схватишься за голову и скажешь: «оказывается, надо было уменьшить на 10-15%». А когда это надо было сделать? На промежуточном этапе работы с макетом.
Макетирование из материала или компьютерная визуализация?
Нельзя говорить, что макетирование лучше работы в компьютерной программе или что макет - это плохо, а 3ds Max - хорошо, это неправильно. Для разных задач нужны разные подходы. Представьте, что вам нужна визуализация, условно, бумажного журавлика. Конечно, в программе можно его замоделить, но вот разобрать, перевести в начальную форму, сделать выкройку уже не получится. И у меня был такой опыт: нужно было замоделить плафон, я отдала это крутому 3D-специалисту и параллельно сама села делать физический макет. В итоге коллега очень долго ломал голову, как это все визуализировать, в то время как мне понадобился всего один вечер.
В основе всегда должна лежать работа с материалом, его физико-механические свойства. А до работы с материалом - работа с макетом. Придумал идею, нарисовал эскиз, сделал макет, сделал модель, потом габаритный и эргономический макет, чтобы посмотреть на предмет в пространстве, попробовать его телом. И каждая итерация - это дизайн-макетирование. Больше всего я обожаю, когда мы с 3D-моделистом работаем в тандеме, дополняя друг друга. А если это все умеет один человек, то его возможности в творчестве и презентации своего проекта становятся практически безграничными.
Но все-таки нам всем больше нравится смотреть на физический макет, чем на компьютерный рендер.
Очень часто это так, потому что мы с вами живем не в компьютерном 3D-мире, а в самом обычном, где можем потрогать кресло, стул, можем пошагать по квартире. И никакой рум-тур нам таких ощущений не даст, потому что широкоугольная съемка и 3D-моделинг искажают восприятие, не соответствуют нашему углу зрения. Поэтому при просмотре рум-тура маленькая квартира кажется комфортной, но это обман.
На макет ты смотришь как гигант на маленькую коробочку, воображение разыгрывается, и ты начинаешь коммуницировать с пространством. Начинаешь в этой коробочке жить. Видя макет квартиры, вы мысленно входите в эту дверь, разуваетесь, идете на кухню, ставите чайник, смотрите в окно. Макет работает в десять раз лучше любого 3D-рендера, потому что общение заказчика с пространством происходит на подсознательном уровне. А еще, когда на столе появляется не распечатанная визуализация, а какой-то реальный объект, даже самый суровый, самый деловой и самый серьезный человек, расплывается в улыбке. Случается какое-то волшебство.
Отличный пример: однажды, будучи студентами, мы повезли макет Красной площади в Кремль. Я до сих пор не понимаю, как мы вообще получили этот заказ. Делали все у кого-то на квартире, буквально из подручных материалов. Например, циферблат и механизм для часов на Спасской башне вытащили из чьих-то наручных часов. Но это надо было видеть: как взрослые мужчины становятся мальчишками! Представьте: генералы, министр, замминистра садились, рассматривали макет, трогали фигурки, даже проверяли, правильно ли идут часы на Спасской башне. Настолько это было для них важно. Мы, если честно, даже потом не досчитались человечков.
Самое простое макетирование меняет типовые восприятия. Государственные вопросы, экономические форумы, девелоперские переговоры и презентации — судьба многих проектов зависит от умения качественно макетировать.
Кому может пригодиться дизайн-макетирование?
Кому угодно! Возьми любую сферу дизайна — бумажная пластика может стать главным помощником, мотивировать тебя, вдохновлять на создание каких-то новых объемных решений и в дизайне упаковки, и в дизайне интерьеров, и в скульптуре. В fashion-дизайне бумага и полотно — практически прямые родственники. Если научиться слушать материал, можно создать невероятное произведение в любой сфере. Многие вещи ведь невозможно вообразить в голове, дизайн рождается именно при работе с формой бумаги.
Как макетирование вдохновило вас на создание собственного бренда?
Мой бренд появился из работы над учебной программой для студентов. Получилась классная штука: лист, разлинованный по определенной схеме, который способен был давать разные паттерны, как в калейдоскопе. Я показала это студентам, а потом пришла домой, сняла зеркало, собрала конструкцию и раму, а на следующее занятие пришла уже с готовым продуктом. Это была абсолютная случайность! При работе с бумагой ты не знаешь конечного результата, просто разлиновываешь лист наугад, начинаешь складывать, мять, и вот в этот момент случается магия.
Свою коллекцию зеркал я назвала Plisse. Это своеобразная отсылка к технике плиссировки, когда материал может стягиваться и растягиваться, создавать ощущение нестабильности формы. С виду кажется, что рама зеркала сейчас сложится, потому что она вдохновлена бумагой, но это иллюзия. Я все делала вручную. Многие спрашивают меня, почему я не отдала это на производство, на станки, которые уже давно умеют плиссировать даже металл. Но ведь в модных домах Chanel самые лучшие авторские паттерны до сих пор собирают вручную при помощи двух картонных матриц, деревянных реек и грузов! Поэтому так важно, чтобы дизайнер умел делать свой продукт руками: макетирование дарит творческую свободу.
Почему макетирование стало для вас делом всей жизни?
Каждый дизайнер выбирает для себя свой способ мышления и поиска решений. Я махровый кинестетик, я рукопашник. Я мыслю руками: клею, режу, сгибаю, сминаю обычную бумагу для поиска новых идей. Я наминаю дизайн. И очень люблю слушать материал, люблю трогать его и разговаривать с ним. Бумага может петь, шептать, кричать и даже молчать, главное, — уметь слушать. Мое вдохновение рождается только в момент тактильного общения с материалом. И в этом я чувствую свою силу.
Весной в Британке стартует интенсив Лилии Макаровой "Дизайн-макетирование", где вы сможете создать свой первый макет, научитесь слушать материал и воплощать любые свои идеи в гофрокартоне.