Гофрокартон как инструмент дизайнера
На первый взгляд, гофрокартон — это обычная коробка из-под пиццы, в которой нет ничего сложного и особенного. Но стоит копнуть глубже, посмотреть на гофрокартон через призму дизайна мебели, и окажется, что этот хилый, казалось бы, материал, может быть несущим, но легким; экологичным, но недорогим. Например, для олимпиады в Токио дизайнеры, чтобы не расходовать сложные и дорогие материалы, разработали кровати для спортсменов из переработанного картона. Это решение стало частью проекта «зеленой олимпиады»: впоследствии кровати использовали спортсмены-паралимпийцы, а затем и другие учреждения.
Кровати из переработанного картона от компании Airwave.
Гофрокартон — незаменимая вещь при макетировании. При создании прототипов работать со сталью, массивом дерева и другими мебельными материалами — не только неэкологично, но и дорого.
Вместо этого макет можно сделать из бумаги или гофрокартона, и этого будет достаточно для того, чтобы понять как ваш предмет выглядит в пространстве и как его следует доработать.
Замакетить свой продукт — очень важный этап работы дизайнера. Часто случается так, что дизайнер придумал идею, нарисовал классную 3D-модель, и на этом остановился, потому что нет мощностей и средств, чтобы сделать пробное изделие. Или еще сложнее: дизайнер отдал модель в производство, заплатил за работу и материалы, но ошибся в масштабе. Деньги за прототип заплачены, результат плачевный.
Гофрокартон: стереотипы и дизайнерские кейсы
Есть стереотип, что бумага и картон — «несерьезные» материалы, однако мировая и российская дизайн-практика показывают, что это не так. Картон может быть таким же практичным материалом, как массив дуба, если проявить дизайнерское воображение.
Переработка как объединение семьи
Бумажные стулья дизайнера Вадима Кибардина уже стали коллекционными предметами. За этим проектом стоит целая философия человеческого потребления и объединяющая семьи традиция. Представьте: вы с семьей пьете чай с вафлями или печеньем. Картонную коробку от них выкидываете. А Кибардин взял и посмотрел на эту коробку от печенья не как на отходы, которые должны лежать в мусорке, а как на инструмент дизайнера. Он придумал и выложил на сайте схему сборки стула из картона, а финальную обработку предложил сделать при помощи упаковок от вафель и печенья, которые семья накопила за последний год. Таким образом из отходов появляется еще один объединяющий семью объект — мебель, на которой можно сидеть во время чаепитий.
Вадим Кибардин. Табурет из картонных упаковок.
Мастерская «Картонщик»
Мастерская «Картонщик» в Санкт-Петербурге делает из гофрокартона оформление для праздников и витрин магазинов, а также мебель. Мастера в ней постоянно придумывают лежаки, кресла, стулья, ориентируясь в своих поисках на зарубежный опыт. Уже сегодня российские дизайнеры создают из гофрокартона предметы, которые по цене и востребованности не уступают тем, что выполнены из более привычных нам материалов. Гофрокартон давно перестал быть просто коробкой из-под пиццы, он стал полноправной частью рынка промышленного дизайна. При этом его потенциал еще не раскрыт до конца. Из гофрокартона можно создавать мебель, упаковку, театральные декорации и оформление для выставочных пространств, искать решения в области fashion и даже графического дизайна.
Интернет-магазин мастерской «Картонщик».
Chairigami
Картонные декорации и мебель на открытии магазина Hermes в торговом центре Stanford.
Фрэнк Гери
Фрэнк Гери — архитектор и культовый автор зданий-образцов деконструктивизма, лауреат Притцкеровской премии и один из первых дизайнеров, начавших серьезно работать с бумагой и картоном еще в 1972 году. На работу с этим материалом его вдохновила выброшенная рядом с его офисом промышленная упаковка, которую он обычно использовал для проектирования своих архитектурных моделей.
Легендарный стул Wiggle Side Chair был спроектирован не только по-дизайнерски оригинально, но и по-инженерному прочно — два таких стула способны выдержать вес автомобиля, что подтверждают фотографии экспериментов. Он состоит из более чем 60 слоев гофрокартона.
Впоследствии Гери создаст полноценную серию мебели из гофрокартона «Easy Edges», которая сегодня не только ценится профессионалами наряду с дорогой коллекционной мебелью, но и выставляется в музеях.
Wiggle Side Chair архитектора Фрэнка Гери.
Гофрокартон — будущее предметного дизайна
Мне бы очень хотелось, чтобы однажды ко мне на занятие попал человек, который считает, что гофрокартон — это несерьезно. Он придет с одним, начальным представлением о гофрокартоне, а уйдет с мыслью о том, что это — уникальная, инженерно богатая структура. И если научиться ее грамотно воспринимать, слушать, учитывать ее свойства и характер, то она поможет создавать просто невероятные вещи. Она может не только проверять свои идеи объемом и пространством, но и генерировать эти идеи, вдохновляясь бумажной пластикой. Посмотреть на гофрокартон по-новому — это один из важнейших смыслов моих занятий со студентами. И не просто посмотреть, а сделать из гадкого утенка прекрасного лебедя.
Мы видим как в руках профессионалов из хрупкого и временного материала гофрокартон превращается в структурный и прочный. Сейчас есть тенденция компилировать профессиональные навыки: например, из стекла сделать стол или из керамики сделать стул, или связать абажур — то есть из материала сделать что-то противоположное его обычному восприятию. Почему бы не сделать из гофрокартона шкаф? Да ладно! А почему нет?
Научиться использовать бумажные материалы в дизайне, моделировании, современном искусстве и создать собственную картонную мебель можно на четырехдневном интенсиве «Дизайн-макетирование». Лилия Макарова даст базовые знания по макетированию, пространственному мышлению и расскажет о лучших практиках создания мебели из гофрокартона.