ideas

5 быстрых вопросов Эркену Кагарову и Михаилу Губергрицу

5 быстрых вопросов Эркену Кагарову и Михаилу Губергрицу

Сразу после зимних каникул мы вновь запускаем интенсивный курс «Айдентика», который позволяет в сжатые сроки научиться проектировать знаки, логотипы и системы идентификации. Впредверии курса на пять быстрых вопросов отвечают куратор Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева, и Михаил Губергриц, творческий директор и основатель LINII Group и неймингового агентства LEXICA naming.

Какую задачу в первую очередь решает дизайнер, который работает над брендингом города?

Михаил Губергриц: Здесь надо понимать, что ни один логотип, фирменный стиль и прочее никак не может помочь ни городу, ни самим жителям. Помочь городу и жителям может только хорошо разработанная стратегия развития города, на которой базируется бренд-стратегия. Вот ее-то и воплощают дизайнеры.

Эркен Кагаров: Как и в любом другом проекте логотип города должен решать коммуникационные задачи, соответствовать им. Ведь до того, как начинается работа над логотипом, проводится исследование, определяется стратегия. Иначе это может стать просто «красивой картинкой». А отличие от прочих проектов в том, что у брендинга территорий очень широкая аудитория, больше, чем, например, в потребительском или корпоративном секторе.

Какой кейс из своей практики вы считаете самым удачным?

Михаил Губергриц: Я уже много лет делаю около 40-50 проектов в год и не могу выделить какой-то один из них. Но каждый год я выделяю для себя тот проект, над которым и я, и вся наша команда работает более тщательно, усиленно, тратит ресурсы в большем объеме, чем оно того требует. Такими проектами были в свое время ребрендинг ВТБ (Interbrand, 2006), редизайн МТС (BBDO Branding, 2010) и проекты, сделанные уже в LINII Group: Ноу-Хау от Билайн, Street Beat, Prime Star, Opera. В этот году любимый проект – разработка «с нуля» бренда мужских рубашек премиум-класса, о котором мы расскажем в декабре.

Эркен Кагаров: У меня больше тысячи работ, составить их рейтинг слишком сложная задача. Многие я сделал с коллегами как дизайнер или руководитель. Несколько в случайном порядке: Система страхования вкладов, Пермский театр оперы и балета, мясоперерабатывающий завод Ремит, хоккейный клуб ЦСКА, парк Зарядье, агентство недвижимости ЦИАН, логотип Ярославля, салоны кухонь Атлас Люкс, радиостанция Серебряный дождь, морсы Северная ягода, фестиваль рекламы Идея!, X5 Retail Group.

Каким брендам действительно нужны бренд-буки, а кому лучше использовать другие форматы?

Михаил Губергриц: Если кратко – бренд-бук нужен тогда, когда важнее зафиксировать принципы, чем быстро двигаться и изменяться. В Лондоне мы были в студии Saffron – это один из мировых лидеров в области брендинга. Они рассказали нам, что практически перестали делать бренд-буки, так как мир стал настолько быстрым и конкурентным, что меняться надо буквально каждую неделю. А бренд-бук делается несколько месяцев, и за то время, что он делается, успевает устареть. Бренд-буки нужны большим компаниям, для которых важно иметь инструмент контроля. Мы сейчас перешли на online-бренд-буки, которые можно очень быстро сделать на платформе вроде Readymag. Это гораздо эффективнее и удобнее, чем привычный формат.

Эркен Кагаров: Если это небольшая компания и у нее очень простое управление, а дизайнер всегда один – можно обойтись без всяких «гайдов». Если же проект делается для крупной компании или сети, а уж тем более, франчайзинговой, то тут без подробного руководства обойтись нельзя.

Самые крутые дизайнеры – это…

Михаил Губергриц: Те, кто долго думает, прежде чем начать что-то делать.

Эркен Кагаров: Те, кто помимо своей основной роли, еще и понимают, как устроен бизнес и какую роль в нем играет дизайн. Ну и те, чьи работы становятся произведениями искусства.

Что для вас значит – обучать делать айдентику?

Михаил Губергриц: Я не учу делать айдентику. Я учу думать и понимать, как это все работает. Как помочь бизнесу дизайном. Логике. Системности. Вдумчивости. Айдентика – это просто одна из сфер применения этих навыков и знаний.

Эркен Кагаров: Рассказывать все, что знаю сам. По возможности, делаю это нескучно.