Мы попросили Илью Локшина, руководителя фотостудии БВШД и куратора летней программы ArtsCool Photography, поразмышлять об истории слияния фотографии и искусства.
«Своим рождением фотография обязана французскому художнику, химику и учёному Луи Дагеру и английскому учёному, химику и физику Уильяму Тальботу. Фотография быстро заинтересовала массы и стала распространятся по всему миру. Уже в первые годы появления фотографии возникло два лагеря, где первые считали, что фотография — это новое направление в искусстве, а вторые говорили, что фотография есть не что иное как новая игрушка, которая скоро всем надоест. Я считаю, что именно этот спор направил фотографию в русло художественного искусства.
Камера Дагера и Уильям Тальбот:
Отношение к кадру и печати
Процесс получения фотографий в XIX веке, основной целью которого было зафиксировать мгновение, всё больше привлекал других фотографов, которые стремились привлечь внимание к композиции, экспозиции и печати своего снимка. Таким образом их фотографии получали больший вес с визуальной точки зрения. Такие первопроходцы как Альфред Стиглиц и Ансель Адамс внесли огромный вклад в фотографию, в профессию фотографа и в становление фотографии как независимого искусства.
Фотография в музее и в книгах
В начале XX века фотография выходит на публичный показ: сначала это происходит в частных галереях, но довольно быстро фотография перебирается в музеи, где для открываются новые отделения и появляются кураторы, которые занимаются только фотографией. Большинство фотографий, а точнее — их оригинальные печати, зритель мог увидеть только в музее или в галерее; возникла потребность в репродукциях и издании фотокниг.
В мире существует только три отпечатка этой фотографии. В 1904 году эта фотография была сделана американским фотографом Эдвардом Стейханом.
Эдвард Стейхан. «Пруд/Лунный свет»
Фотография на аукционах
Коллекционирование любого искусства немыслимо без хорошо развитого рынка. Редкие печати, ограниченные тиражи книг и параллельное развитие рынка художественного искусства создали приятную атмосферу для выхода фотографии на аукционы. Она довольно быстро завоевала статус эксклюзивного товара и выгодной инвестиции. Тяжело себе представить, что ещё в прошлом веке Стиглиц покупал отпечатки Стейхана по 50-100 долларов, а сегодня такие печати стоят несколько миллионов.
Андреас Гурски. «Рейн II»
Связь с изобразительным искусством
Фотографию и изобразительное искусство очень часто называют сёстрами. Они часто заимствуют друг у друга различные сюжеты, техники и концепции. Так, например, в начале 2000-х в мировой фотографии одним из самых излюбленных сюжетов были истории христианства периода Возрождения (Ренессанса). Эти сюжеты использовались в различных направлениях фотографии — и в моде, и в рекламе, и в портретной и социальной съёмке.
Adi Nes. «The Last Supper»
David LaChapelle. «Last supper»
Annie Leibovitz. «The Sopranos»
Помимо сюжетов, в фотографии используются различные техники из изобразительного искусства: как правило, это композиционные техники и различные способы размещения по кадру игры света-тени. Так, например, один из распространённых приёмов съёмки портрета — это использование техники света- тени Рембрандта в выстраивании световой схемы в студии. Этот приём так и называется: «Треугольник Рембрандта».
Время
Фотография прошла большой путь от момента её рождения до сегодняшнего дня. Она постоянно развивается и как инструмент ремесленника, и как инструмент художника. Придуманный в прошлом веке компанией Kodak слоган «Нажмите на кнопку, всё остальное мы сделаем за вас» и сегодня актуален как никогда. Как много фотографов слышали это определение относительно себя, когда кто-то говорил ему, что его работа — «нажимать на кнопку». Анри Картье-Брессон говорил: «Снимать — значит определить сразу и в доли секунды событие и точную организацию визуальных форм, которые выражают и определяют это событие. Это значит выстроить голову, глаз… вдоль одной линии. Это способ жить.» Смотря на фотографии, мы видим вырванные истории из жизни, которыми делится с нами фотограф. Фотография требует времени — как от фотографа, так и зрителя. Времени на её создание, времени на её демонстрацию, времени на её понимание. Фотограф с каждым годом вкладывает в фотографию всё больше новаторства, концепции, исследования, и при этом не останавливается на использовании какой-то одной техники фотографирования. Процесс и идея развиваются вместе, а это, на мой взгляд, великолепный показатель выражения творческого потенциала.
Фотография сделанная в студии. Jeff Wall. «Dead Troops Talk».