projects ba (hons) illustration

R.E.M.: Анатомия одной выставки

Одним из учебных заданий на программе BA (Hons) Illustration является организация коллективной выставки. Студентам необходимо не просто отобрать свои лучшие иллюстрации на заданную тему, но и найти площадку, разработать пиар-стратегию, напечатать промо-материалы, продумать образовательную программу, вечеринку-открытие, и при этом не сойти с ума.

Выставка R.E.M. была посвящена анатомии сна, сновидениям и их изучению с точки зрения искусства, науки, литературы и физиологии. В пространстве нового креативного кластера «Хлебозавод №9» студенты создали место, наполненное невероятными визуальными образами — забавными и серьёзными, на грани реальности и вымысла.

Организаторы выставки, студентки Диана Кустова, Лена Козлова и Лиза Зафт, рассказали о том, как построена учеба на программе BA (Hons) Illustration и поделились историей создания своей первой самостоятельной выставки.

Почему иллюстрация?


Диана: Я планировала пойти на графический дизайн, но в процессе обучения поняла, что мне близка иллюстрация, она давала мне больше свободы. Раньше я думала, что иллюстратор должен обязательно отлично рисовать. Здесь я поняла что важнее концепт; то, как ты будешь передавать свою идею. Рисовать умеет каждый. Но если ты умеешь правильно это применять — то все возможно.

Лена: Я выбирала между иллюстрацией и современным искусством и поняла, что иллюстрация может включать в себя современное искусство в большей степени, чем наоборот. Для меня это была самая широкая дисциплина, которая позволяла заниматься всем, чем я захочу.

Лиза: Foundation Art & Design (курс, предваряющий учебу на программах бакалавриата) учит тому, что все дисциплины в рамках искусства связаны. Особенно это относится к современному искусству, иллюстрации и графическому дизайну. Мы получили базовые навыки и делали проекты по всем этим дисциплинам. Впрочем, нас на курсе не учат делать все. Это был начальный этап. Сейчас курс нацелен на развитие индивидуального подхода и собственного стиля. Нас учат быть лучшими в чем-то одном, а не во всем сразу. Я чувствую, что мне больше всего нравится нарративная иллюстрация — комикс и анимация. Хочу попробовать веб-комикс.

Лена: Мне интересен крафт, трансформация человеческого тела, предметов, гипербола в каждом объекте. Я занимаюсь керамикой, что ближе к современному искусству. Обучение не нацелено на то, чтобы найти область, и подстроиться под нее. Скорее, наоборот. Любой проект, который тебе по-настоящему интересен, находит свою область применения.

Диана: Я предпочитаю работать над созданием персонажей.

Как построена учеба на программе?


Лиза: У нас проектное обучение. Проекты идут параллельно, и в рамках каждого мы получаем как теоретические, так и практические знания. Теория — это лекции по теории искусств и создание академических текстов. Практика не сводится к большим заданиям. Помимо постоянного ведения скетчбука, бывает, нам дают тему и мы должны развивать ее в рисунке каждый день.

Диана: Прошлогодняя выставка-перформанс по Шекспиру и нынешняя выставка R.E.M. — это все учебные проекты. В прошлом году мы делали костюмы и их надо было презентовать. В этом году у нас была задача стать кураторами. Предмета "кураторство" у нас нет. Ты приходишь и получаешь бриф.

Как происходил выбор темы выставки?


Диана: Наш курс насильно поделили на 2 группы и дали условные темы. У одной — нон-фикшн, у другой — фикшн.

Лена: По условиям брифа, мы могли использовать только уже имеющиеся у нас работы. Мы объявили open-call для своей группы. Мы увидели, что у нас много анимации, ярких картинок, что это похоже на быстрые фазы сна и стали играть от этой идеи.



Как вы распределили роли в команде?


Лена: В нашей группе было 13 человек, каждый получил задачу. Кто-то занимался отбором работ, кто-то — пиаром, кто-то искал спонсоров. Роли обсуждали в первый день, ориентируясь на знания и предпочтения каждого. Меня выбрали главным менеджером.

Диана: Преподаватели в организации не помогали. Мы все делали сами. Я занималась поиском площадки и поняла, как много от нее зависит. В прошлом году мы ставили выставку в Боярских палатах, и все прошло очень гладко. В этот раз на Хлебозаводе было много проблем: внезапные перемены обстоятельств, долгое ожидание ответа от администрации.

Лиза: В прошлом году было проще, так как мы были одни. В этом мы привлекли спикеров на лекции и мастер-классы, на которых влияли все эти нюансы.

Главный урок, который вы получили, занимаясь выставкой?


Лена: Мы поняли, что все можно исправить. У нас в первый день монтажа украли все инструменты и часть денег на площадке. Мы немножко пришли в ужас от происходящего, не знали что делать. Нам повезло с представителями площадки, которые сказали: "Это наш косяк, мы вам все вернем". Но это был шок, столкновение с реальностью, удивление от того, что кому-то понадобился скотч, DVD… Когда ты студент и организуешь бесплатное мероприятие на чужой территории, о договорах речи нет. Ты не можешь себя защитить в таком случае. Нам очень повезло, что нас не бросили, но были заинтересованы в том, чтобы мероприятие состоялось. В том момент могло сломаться все, но через 3 часа мы продолжили монтаж. 

Должно быть четкое понимание: кто за что отвечает. Чтобы человек нес 100% ответственность за что-то и не надеялся, что за ним присмотрят и все подкорректируют. Несмотря на то, что это общий проект и все в нем должны быть в нем заинтересованы, все ждут, что есть главный человек, который будет всем управлять, и ты немного расслабляешься.


Как кураторы программы оценили выставку?


Лиза: Все проекты оцениваются по критериям, есть целая таблица и варианты оценок — "провал", "почти провал", "почти хорошо", "очень хорошо", "класс" и "невероятно". При этом каждая оценка делится на 3 подтипа. Чем старше курс — тем более сложные критерии.

Лена: Также необходимо сделать "project log" с описанием всего, что происходило в процессе реализации проекта: от получения брифа до собственной оценки итогового проекта. В качестве project "log мы" сделали коллективную книгу.

Лиза: Главный критерий, по которому мы хотели получить высокую оценку — качество и профессионализм. Наша группа была организована искусственно: мы не выбирали ни тему, ни товарищей. У всех свои интересы. Нашей целью было сохранить качество, единую стилистику и логику. В итоге получили 68 баллов, это высший подтип оценки "очень хорошо".