#britankafaces

Лидия Жудро, «Современное искусство»

«Мое первое образование и опыт работы связаны с юриспруденцией. Я закончила Академию правосудия, работала в судебной системе, полностью погрузилась в эту атмосферу, знаю, как там все устроено.

Потом обстоятельства сложились так, что я поняла, что меня тянет в сферу творчества. Точнее — это были не обстоятельства, а внутренняя мотивация, посыл. Это был сложный этап поиска, я не сразу понимала, что это будет искусство. Мной руководила какая-то внутренняя сила, я хотела найти ей выход и реализовать эту внутреннюю энергию в том виде, в каком это в наибольшей степени соответствует мне. Юридическая сфера позволяла мне выразить себя только в виде каких-то юридических документов. Здесь тебя строит, создает система, ты подгоняешь себя под определенные рамки, чтобы существовать в ней. А мне хотелось, чтобы было наоборот: я создаю систему, механизм, который будет работать на меня и помогать реализовывать мой внутренний потенциал.

Поэтому я начала поиск и около года пробовала многое: фотографию, графику, танцы, моду. Поэтому изначально я поступила в Британку на курс Pre-Foundation, чтобы прикоснуться к разным направлениям творчества и как-то определиться. Мой круг еще немного сузился, и я пошла на следующую ступень британского образования — на курс Foundation. Я считаю, что именно через практику и пробы можно понять, насколько близка тебе та или иная сфера. Теоретизировать тут бесполезно, по крайней мере для меня. Пробовать очень важно. Конечно, это требует определенных жертв. Я бросила работу. У меня осталось время только на периодическую работу фотографом (до этого я закончила Школу фотографии) и учебу в Британке.

Я продолжила учебу на «Современном искусстве» в Британке, во-первых, потому, что я люблю учиться; меня завораживает этот процесс, он становится одним их средств самопознания. Плюс, в процессе учебы я осваиваю множество инструментов самовыражения, технических моментов; мы много работаем в разнообразных мастерских. Раньше я владела фотографией, а сейчас я попробовала живопись, гипс, глину, саунд-арт, видео-арт, инсталляцию, перфоманс. Это позволяет мне сделать мое творческое высказывание максимально точным, понятным.

Я люблю читать биографии и смотреть, как меняются люди через работу в разных сферах. Я считаю, что художник — это исследователь. Внутреннее любопытство, готовность и желание выйти из зоны комфорта — одни из важнейших качеств, которыми он должен обладать.

Не я искала, через что себя реализовать, а искусство меня нашло само. У меня происходит движение к новой версии себя и одновременно отражение этого процесса в виде моих работ.

Я очень люблю свободу, это необходимое условие для моего творчества. Но я понимаю, что в безграничной свободе можно потеряться. Поэтому очень помогает, когда дают какую-то отправную точку, инструменты, техники. Брифы и советы преподавателей помогают обличить твою мысль, идею в наилучшую форму.

В плане экспериментов мне было интересен проект, который мы делали на курсе «Современное искусство» с Михаилом Левиным. Это объект в виде гигантских шаров, которые наполнены моим дыханием — воздухом, который прошел процесс сознательной трансформации через мое тело. Мне кажется, дыхание содержит большое количество личной информации, она проходит через твое тело, уникальным образом изменяясь. Для меня это был морально и физически тяжелый процесс.

До этого в «Британке» у нас было задание — один день полноценно прожить другим человеком, который с тобой вообще никак не мог бы ассоциироваться. Мы должны были не только внешне измениться, переодеться, но и перенять его поведение, манеры. В таком виде мы ходили по городу, ездили в общественном транспорте, пришли в Школу. Я решила стать мрачной, угрюмой женщиной в индийском балахоне, круглых черных очках и черном парике. Я поняла, что когда ты трансформируешь свой образ, меняется восприятие окружающего мира.

Недавно мы всем курсом ездили в Никола-Ленивец, где у нас была практика по блоку «Перформанс». Это незабываемые ощущения — сначала мы писали сценарий, а потом сами выполняли указанные там действия. Мы не играли, а именно проживали этот опыт. В каждый проект, если ты делаешь его по-настоящему, ты вкладываешь себя, он становится для тебя частью души. И в то же время, ты отдаешь его на всеобщее обозрение. Это бывает сложно и к этому нужно быть готовым.

Тренды для меня — это та же система, а любые рамки мешают моему творчеству. Они, конечно, существуют, и те художники, которые работают в коммерческих целях, возможно, их создают и им следуют. Мне интереснее изучать внешние условия, тренды, как они функционируют и отражать в своих работах свою реакцию на них. Один из безусловных трендов — виртуальная реальность. Изначально я предвзято относилась к этому средству выражения, для меня важен живой тактильный процесс. Но когда я сама попробовала эту технологию на одном из занятий, я поняла, что это действительно может быть интересно и если кто-то решит, что это лучший медиум для его идеи, почему бы и нет.

Мне кажется, быть художником — это смелый шаг. И тут либо ты по-другому не можешь, не в силах сдержать свой «голос». Тогда вся жизнь подчиняется этому и результат, например, коммерческий уже второстепенный вопрос. Либо ты задаешься вопросом «Что же такое искусство?», пытаешься понять и осознать его: создаешь одну версию и снова ломаешь какие-то теории, видение. На мой взгляд, в обоих случаях это именно внутренняя мотивация.

Я не считаю, что образование в сфере искусства — это какой-то модный тренд, модная профессия. Может быть арт-менеджмент к этому относится. Но художники, для которых как и для меня самовыражаться через визуальное искусство — это единственно возможный и жизненно необходимый путь, они всегда были, есть и будут».