#britankafaces

Сергей Рябов, Сценография

«Когда я впервые попал в качестве зрителя в «Гоголь-центр», я почувствовал себя очень уютно и комфортно. Тогда я подумал, что было бы здорово тут поработать.

Стажировка в «Гоголь-центре» вообще планировалась для режиссеров театра. Но я решил, что мне крайне необходим такой опыт и пошел немного в обход — писал заявки везде, где это возможно.

Конкурс к Кириллу Серебренникову был около 200 человек. И он лично изучал каждую заявку. В итоге взяли троих: театрального режиссера Данила Чащина, чьи постановки проходили в МХТ им. А. П. Чехова, Центре им. Вс. Мейерхольда, а также участвовали в специальной программе «Золотой маски», кинорежиссера Антона Сазонова, работу которого в 2017 году отобрали на «Кинотавр», и меня. Как я попал в число счастливчиков для меня до сих пор большая загадка, поскольку даже анкета кандидатов на стажировку была сформулирована под режиссеров театра, а не сценографов.

Одна из возможных причин — это особый подход Серебренникова, с которым я познакомился во время стажировки. В работе он не разделяет режиссуру и работу со сценой, пространством. В своих постановках Серебренников, фактически, и режиссер, и главный художник. В плане сценографии ему помогают технологи, но концепцию, идею, он придумывает сам.

Меня очень удивило и обрадовало то, как профессионально и слаженно работает его команда. Кирилл Семенович практически не дает никому конкретных указаний, все сотрудники подстраиваются на ходу и делают то, что нужно. Это, конечно, дело опыта и привычки, но ни в одном другом театре я не видел такой слаженной работы. Дальнейшее, более глубокое знакомство показало, что у Серебренникова есть какое-то чутье или опыт находить, выбирать очень талантливых людей. И художники по свету, и видео-художники и помощники режиссера там большие профессионалы, работают с утра до вечера. Здесь мне как-то сказали, что для такой отдачи нужно не просто любить театр, а быть зараженным им. Мне это очень запало в голову.

Наша стажировка проходила в двух форматах. В первый день нас встретил Кирилл Семенович и пригласил на репетицию. В театре готовится постановка «Маленьких трагедий» по Пушкину, премьера которой пройдет осенью. Мы посещали репетиции, на которых режиссер выстраивал мизансцены, диалоги, работали с текстом. Что интересно, в этой постановке Серебренников не меняет исходный текст, но каким-то образом ему удается сделать произведение современным. Спектакль получится очень мощный как визуально, так и по смыслу.  

Сначала у нас было ощущение, что мы подглядываем за таинственным действом. Как будто ты попал в лабораторию волшебника, где происходит театральное чудо. Ты до конца не понимаешь, как это происходит, но это творится на твоих глазах. По началу я чувствовал, что своим присутствием как-то мешаю этому. Но со временем все стали настроены к нам благожелательно, помогали и делились опытом. Я могу подтвердить слова, которые сейчас звучат очень часто, о том, что «Гоголь-центр» — это большая семья. И надеюсь, что нас отчасти в нее приняли. Я очень рад знакомству и благодарен за помощь помощникам режиссера Наде Веселовой и Кате Мосейкиной — очень отзывчивые и профессиональные люди.  

На репетициях мы обсуждали с Серебренниковым его режиссерские решения, задавали вопросы, если что-то было непонятным. Кирилл оказался очень открытым к диалогу. Его решения по визуальной концепции спектакля, фонтан идей (он одновременно учитывал смысловую составляющую, сценографию, технические вопросы)  — присутствовать при таком процессе очень полезно.

Меня также удивило, что Серебренников работает очень быстрыми темпами. В других театрах, где я работал, на постановку уходит три-четыре месяца. Это считается быстро. В «Гоголь-центре» за месяц команда проделала путь от первых репетиций до полного прогона спектакля на сцене, с основными декорациями.
Второе и, самое главное, Серебренников дал нам возможность нашей небольшой командой сделать свой экспериментальный проект. Он обеспечил нам свободный доступ к репетиционным залам, оборудованию и даже предложил каких-то актеров из своей труппы. Мы уже выбрали произведение, появились первые идеи. Надеюсь, что вскоре это будет показано где-то в рамках театра!
Сейчас мы будем продолжать работать над этим проектом, плюс Кирилл пригласил нас продолжить посещение его репетиций в свободном режиме, чтобы получить недостающий опыт.

На стажировке я еще раз убедился, что в творческой профессии учиться нужно постоянно, а театр — это такая вещь, которая очень быстро устаревает, ты всегда должен быть на шаг впереди. И Серебренников в этом плане один из лидеров современного театра.

Я очень благодарен СТД (Союз театральных деятелей) за то, что они организуют такие стажировки. Параллельно с нами, выпускница курса «Сценография» БВШД прошлого года проходила стажировку у Максима Диденко и Марии Трегубовой на проекте «Цирк». В рамках учебы у нас много практики, мы сами полностью делаем учебные постановки, работаем с известными режиссерами, художниками. Но погрузиться в процесс создания спектакля в настоящем театре — это другое. Здесь ты видишь, как в условиях конкретной площадки воплощаются невероятные идеи режиссера. И просто так попасть в «Гоголь-центр» к Кириллу Серебренникову или в другие ведущие театры к известным специалистам — это, кажется, из разряда фантастики или большой удачи.

Сейчас я, в основном, готовлюсь к диплому и финальному проекту, который мы создаем всем курсом под руководством кураторов Гали Солодовниковой и Полины Бахтиной, и покажем уже в июне. А недавно мне пришло подтверждение о том, что я прошел отбор на стажировку в Петербургский театр «Karlsson Haus» в Летнюю лабораторию фигуративного театра, она пройдет в июле этого года».