идеи

Русское искусство в Венеции

В июле в Британке стартует летний интенсивный курс «Основы современного искусства», участники которого в течение четырех дней будут работать с видео, звуком, фотографией, инсталляцией, живописью и скульптурой. Его куратор Аня Мохова съездила на открытие 57-ой Венецианской биеннале и рассказала Britanka.media о русских художниках, представленных в основной и параллельной программах.

Присутствие российского искусства на биеннале в этом году особенно ощутимо: в разных уголках Венеции зрителей то и дело встречают работы хорошо знакомых московской публике художников.


Русский павильон в садах Джардини в этот раз представлен проектом «Theatrum Obris», над которым работали художники из группы «Recycle», Гриша Брускин, Саша Пирогова и композитор Дмитрий Курляндский под руководством комиссара павильона России в Венеции Семена Михайловского. С лестничного пролета дореволюционного павильона работы Алексея Щусева зрителей встречает знакомый образ российского герба – двуглавый орел работы Гриши Брускина. «Механизированную» тяжеловесную скульптуру с трудом удерживает толпа обезличенных фигурок. Масштабная инсталляция «Смена декораций», расположившаяся на верхнем этаже павильона, продолжает развивать тоже оказывается тесно связана с актуальной повесткой.

Спустившись по винтовой лестнице, зритель попадает во вторую часть экспозиции – мультимедийную инсталляцию «Blocked Content» группы молодых художников «Recycle». Они предлагают зрителям «оживить» пластиковые человеческие тела с помощью технологии «дополненной реальности». Завершается путь по «театру мира» просмотром чувственного видео Саши Пироговой «Сад» (вторая работа ее в Венеции представлена на выставке лауреатов «The Future Generation Art Prize» в Палаццо Контарини-Полиньяк). На выходе из павильона доносятся отголоски «Комедии слышания» Дмитрия Курляндского, которые будто задерживают только ушедших зрителей в пространстве между павильоном и садом.



Параллельная программа тоже встречала посетителей узнаваемыми образами – за исключением, пожалуй, проекта ГМИИ им. А.С.Пушкина, который впервые участвует в биеннале с выставкой в готическом дворце XV века Соранцо ван Аксель. В проекте «Человек как птица» приняли участие преимущественно российские художники, чьи работы с точки зрения техники разнятся от шитья по венецианскому шелку Ирины Затуловской до видеоинсталляции Тани Ахметгалиевой.

Визуально знакомая по Третьяковской галерее реконструкция «Рабочего клуба» Родченко и фарфор с супрематическим декором приехали в Венецию вместе с проектом «пространство сила конструкция», который подготовил Фонд V-A-C совместно с Чикагским институтом искусств в Палаццо на Дзаттере. Там все желающие смогли попробовать современное российское искусство на запах и вкус, посетив по-праздничному ароматную инсталляцию из елей Ирины Кориной и укусив леденец в форме головы Ленина авторства Таус Махачевой. Обе художницы также показывают свои работы в основном павильоне биеннале в Арсенале.

В это же время в Венеции открылся новый проект Георгия Острецова «Меня похищали уже сто раз!» в палаццо Нани Бернардо, масштабная выставка Валерия Кошлякова в палаццо Ка’ Фоскари, инсталляция Виты Буйвид «Невский проспект» в контексте «Personal Structures» в палаццо Бембо и проект молодых российских художников «L’illusion du Marriage» в школе Сан-Рокко.

Очевидно, что не столько лозунг «Viva Arte Viva», заявленный куратором биеннале Кристин Масель, сколько тема искусства во времена исторических перемен – движения от жизни к смерти, от классики к современности, от царского режима к Октябрьской революции – стало движущей силой проектов с участием российских художников.