Интерьерный VS предметный дизайн
На мой взгляд, главное отличие и большой плюс предметного дизайна в сравнении с интерьерным — работа с профессиональными заказчиками. Интерьерщикам часто приходится много времени проводить с клиентами, пить с ними кофе, быть няней, другом, психологом. Предметный дизайн, как правило, заказывают компании-производители или бренды, которые не тратят время зря и разговаривают с вами на одном языке. По моему опыту на создание предмета уходит гораздо меньше времени, чем на создание интерьера. При этом энергетических затрат и эмоциональной вовлеченности эти проекты требуют одинаковой. Творчество — всегда творчество, создаю я сад, проектирую диван или верстаю визитку.
Сложность предметного дизайна в сравнении с интерьерным — необходимость создавать уникальные коллекции, не повторяясь. Дизайнеры интерьера могут позволить себе бесконечно цитировать известных мастеров. В предметном дизайне копирование не приветствуется, это может значительно испортить репутацию автора. Поэтому создание коллекции предметов — это всегда челлендж. Важно ни за кем не повторять, но и не делать скукотищу, которая никому не будет интересна.
Конечно, многие «дизайнеры» все равно копируют свои предметы с Pinterest, но это довольно низкий уровень дизайна, на котором далеко не уедешь. Сейчас, когда у нас есть широкий доступ к информации, нужно учиться искать вдохновение, гуглить, проявлять любопытство. Пытливый ум — вот залог успеха.
Как проснуться знаменитым на весь мир
Когда я закончил школу и решил заниматься предметным дизайном, соцсетей в том виде, в котором они есть сейчас, не было. Хотя уже начинали появляться довольно качественные и влиятельные западные блоги, посвященные дизайну. В те времена это был мощнейший инструмент продвижения. На каждом блоге была кнопка Submit, которая позволяла отправить на сайт свою работу.
Я стал подавать свои 3D-концепты в разные блоги, их публиковали. Одни журналисты брали материал у других. Через месяц, набрав свое имя в Google, я обнаружил буквально сто тысяч цитирований моего имени и сайта. Еще через месяц мне стали писать западные журналы: AD, Elle Decor. И это при том, что у меня не было реализованных проектов, только 3D-визуализации предметов! Одновременно с журналами начали писать шоурумы со всего мира: «Хотим продавать ваш дизайн». Где-то два года я всем отвечал: «Извините, мой дизайн не производится, есть только 3D». Потом понял, что нужно делать по-другому: «Мой дизайн не производится, но если вы покажете его производителю, то без проблем». После первого же такого письма мне написала итальянская фабрика, которой передал мое портфолио датский шоурум. Мне предложили реализовать сразу три коллекции.
Компании-производители не слишком доверяют мнению дизайнеров, но прислушиваются к дилерам и ретейлерами — имейте это в виду.
Скульптура RUSSIAN DOLLS для бренда Cartier, дизайн Димы Логинова.
Что делать начинающему дизайнеру
Делайте хороший дизайн. Можно вложить много денег в продвижение, но если дизайн слабый — предмет никогда не продастся. Можно очаровать журналистов и декораторов, но рынок не обманешь. Конечный покупатель приходит купить светильник, и ему, скорее всего, без разницы, кто его автор. Человеку просто нравится предмет: дизайн откликается, воплощает какую-то его мечту. Если предмет тронул ретейлеров, производителей и потребителей, только тогда он будет продаваться.
Работайте много и упорно. Если в вашем портфолио два-четыре предмета, вам нечего предложить индустрии. Старайтесь придумывать 20-30 предметов в год, рисуйте концепты, ориентируйтесь на лучших мастеров (например, Филиппа Стара или Пауло Навоне). При этом нужно создавать такой дизайн, который если что сможет зацепить мировые компании, качественно продумывать каждый предмет, но при этом иметь в портфолио не меньше 10 проектов. И тогда производители в вас поверят.
Публикуйте работы в своих соцсетях и блогах. Я считаю, что соцсети — по-прежнему сильный инструмент продвижения. Вариант отправить свои работы в журналы (как наши, так и зарубежные) тоже до сих пор работает — пробуйте. Многие журналы ищут интересные проекты, возможно, именно ваши.
Участвуйте в выставках и конкурсах. Это шанс наладить непосредственный контакт с производителями. Поезжайте в Милан, пройдитесь по iSaloni, пообщайтесь с ретейлерами и другими дизайнерами, привезите им свое портфолио, покажите, обсудите. Выставка — это место заключения контрактов.
Слушайте свою интуицию. Как-то раз на iSaloni ко мне подошли несколько ретейлеров и сказали: «Классный дизайн, но это не будет продаваться». На самом деле на эти коллекции у меня уже был контракт с производителем, и продавались они отлично. Или когда я делал дизайн плитки для VitrA, мне говорили: «Твой дизайн будет на всех витринах, люди будут глазами цепляться за него, но покупать обычную серую плитку». После выпуска моя коллекция стала бестселлером. Этот опыт научил меня никого не слушать, не сдаваться и доверять своей интуиции.
Пробуйте разные инструменты и способы. Как в дизайне, так и в продвижении. Любой ваш промах — это самый лучший учитель в вашей карьере. Поэтому не бойтесь совершать ошибки.
Коллекция плитки VitrA (серия FANCY LINES), дизайн Димы Логинова.
Тренды: перепотребление и смерть нью-ретро
Сейчас мировую индустрию дизайна ждут изменения. Я вижу, что рынок устал, его переполнили реминисценции. Еще семь лет назад я писал статью о том, как в предметном дизайне появился тренд на нью-ретро. Сейчас мы уже видим его предсмертные конвульсии: цитирование 70-х и 80-х, выставки, посвященные стилю Мемфис. Мы живем в XXI веке, всем хочется нового, свежих идей. Невозможно десять лет только повторять и переосмысливать то, что уже было.
Я думаю, что мы будем двигаться в сторону большей уникальности, эксклюзивных вещей, причем не только у коллекционеров, но и в домах обычных покупателей. Люди устали от глобального рынка и бесконечно повторяющихся предметов, в каждой квартире одинаковых. Пандемия обратила наше внимание на то, как много мы потребляем: одежды, еды, предметов. А также как много выкидываем, даже не успев воспользоваться. Мы начали понимать, что человеку, вне зависимости от его достатка, в жизни нужно не так много всего. Но важно, чтобы это немногое содержало в себе какой-то смысл, а не только модный логотип на бирке. Люди устанут от брендов. Перемены, возможно, будут связаны с 3D-принтингом или локальными ателье, которые будут делать много кастомизированных предметов на заказ.
Борьба с выгоранием
Пандемия научила меня спокойнее относиться к событиям, происходящим во всем мире. Это то состояние, когда ты готов чуть ли не к апокалипсису. Я стал больше ценить свободное время, проводить его с близкими, медитировать. Прошлое лето пролетело незаметно, я даже не успел его осознать. В этом году решил, что буду браться только за интересные проекты, а сам искать ничего не буду. Буду проводить время в своем саду, пить зеленый чай и вообще не прикоснусь к компьютеру.
Для любого творческого человека важно иногда ничего не делать: настояться, опустошиться, очистить голову. Когда вы соскучитесь по работе, вы сможете вернуться и создавать что-то действительно интересное и оригинальное.
Shelly Lamp для бренда Solaris, дизайн Димы Логинова.
Что будет с предметным дизайном в России
Пока что в работе с российскими и зарубежными компаниями есть колоссальная разница. Я не критикую, ведь индустрия у нас очень молодая, но отмечу, что расти есть куда. Часто в России люди даже не умеют вести деловую переписку и соблюдать этику делового общения. Например, компания может долго уговаривать дизайнера на сотрудничество, а когда речь заходит о гонораре, называет смехотворно низкую цену. Я в таких случаях предлагаю вариант: за эти деньги я могу сделать 10% от того объема, который они хотят. В ответ на это — тишина. Понятно, что мои цены им не подходят и они пошли искать другого дизайнера. Но ведь всегда можно написать об этом вежливо, может быть, найти компромисс. Вместо этого люди исчезают без объяснений.
Но компании будут учиться — это естественная логика развития индустрии: слабые предприятия будут выпадать, а сильные становиться сильнее. В той же Италии есть сильнейшие производители и ретейлеры, которые задают тон всей индустрии, но есть и фабрики, которые на 10 голов ниже некоторых российских производителей. Их представления о рынке не изменились с 80-х годов, а в их шоурумах — паутина на зеркалах. Я думаю, то же самое будет происходить и у нас. Будут выкристаллизовываться серьезные, ответственные бренды. У них уже будет возможность нанимать дизайн-отделы, давать работу молодым дизайнерам.
С учетом текущего экономического контекста, предметные дизайнеры в России станут более востребованными. Импортировать и производить за рубежом будет сложнее, поэтому шоурумы начнут больше внимания уделять российским альтернативам. Для молодых дизайнеров это большой шанс.
Что касается работы с западными компаниями, у меня она продолжается. Буквально недавно вышли новые коллекции мебели для ванных, еще несколько проектов готовятся к выпуску. В основном я контактирую с итальянцами, там люди хорошо понимают и разделяют то, что происходит наверху и на земле. Они осознают, что нормальных, вменяемых людей, хороших профессионалов много в любой стране. К тому же они очень любят российский рынок.
Коллекция домашнего текстиля для российского бренда Tkano, дизайн Димы Логинова.
Научиться создавать авторский предметный дизайн, продвигать личный бренд и искать заказчиков можно в Британке на программе «Дизайн мебели». Под руководством дизайнеров-практиков вы разберетесь в современных трендах и особенностях рынка и создадите свой первый проект по брифу известного бренда. Старт нового потока — в октябре.