Екатерина Наумова: «Так получалось, что я никогда не искала работу. Меня находили и рекомендовали»
— Чем вы занимались до стайлинга?
— Я училась 9 лет в художке, потом в институте МХПИ на кафедре «Дизайн среды». Вообще я по профессии дизайнер интерьера, но по специальности не проработала ни дня. Мой путь привел меня в декорирование, и я сразу начала работать с готовыми пространствами.
— У вас есть любимые проекты?
— Чаще всего я стилизую интерьеры для фотосъемок. За моими плечами уже более 300 работ: квартир, частных домов, общественных пространств. Среди них сложно выделить один или несколько проектов, ведь каждый имеет свою историю и неповторимый визуальный облик.
Например, однажды я работала с апартаментами в комплексе The Book, это дом-книжка на Арбате. Я задекорировала их, а потом мне довелось ненадолго там остановиться. Получается, я жила в квартире из журнала, которую опубликовали около пяти изданий, в том числе иностранных. А сам дизайн-проект выиграл какой-то приз.
Есть интересная история, связанная с картиной, которая висит в этих апартаментах. Ее автор не из России, но мы смогли связаться с ним и договориться об использовании одного экземпляра. Мы распечатали его в большом формате, и эта картина до сих пор висит в апартаментах, радуя гостей.
Апартаменты в The Book. Дизайнер: Дарья Максимова; стилист: Екатерина Наумова; фотограф: Ольга Мелекесцева. Опубликовано в Interior + Design.
— А что необычного в том, что вы приобрели картину?
— В России, к сожалению, на фотосъемку принято привозить аксессуары (декор, мебель и картины), которые потом не останутся в квартире, а вернутся в магазин. Для многих это — нормальная практика: можно взять картину, сфотографировать ее и отдать обратно в шоурум. Но я считаю это недопустимым. Я думаю, что надо брать пример с европейских дизайнеров. У них 98% того, что мы видим на фотографии, является реальной частью интерьера. Мебель, текстиль, предметы искусства — все это действительно принадлежит хозяину квартиры.
Поэтому я и сделала акцент на том, что мы приобрели картину у автора, а не скопировали из интернета. У нас был оригинальный файл с ограниченной тиражностью, а это само по себе имеет историческую ценность.
Апартаменты в доме-книжке на Арбате. Дизайнер: Дарья Максимова; стилист: Екатерина Наумова; фотограф: Ольга Мелекесцева. Опубликовано в AD.
— Где вы учились стайлингу?
— Мне кажется, стайлинг можно освоить только на практике, потому что он напрямую связан с чувством кадра, объема и пространства. Только после того как ты много раз переставишь один и тот же предмет, ты поймешь, где он должен находиться. И только тогда получится составить идеально наполненный кадр.
Никакие схемы из Pinterest не дадут вам практических знаний и навыков. Крутого декоратора или стилиста характеризует именно опыт работы. Чем его больше, тем точнее он чувствует кадр и стилистику интерьера.
— Как новичку найти первые заказы?
— В начале я бралась за все, что мне предлагали, а фотосъемка у меня стоила всего 5 тысяч рублей. В эту сумму входила в том числе доставка декора, его распаковка и много чего еще. Потом я познакомилась с опытным фотографом: она стала снимать, а я стилизовать пространство. Так как цена была маленькая, а спрос постоянно рос, я стала потихоньку набираться опыта.
Так получалось, что я никогда не искала работу. Меня находили и рекомендовали. В этом, мне кажется, и заключается ценность специалиста. Ты не навязываешься клиенту — он приходит сам, видя, что ты делаешь хорошо.
На это отлично работает мой личный бренд. Люди, которые ко мне обращаются, знают меня заочно из моих соцсетей. В них я люблю показывать не только работу, но и свою жизнь, поэтому и заказчики знают меня не только как крутого специалиста, но и как веселую девчонку. Например, в магазине я снимаю сторис, как выбираю аксессуары и декор. Далее на фотосъемке я показываю, как работаю с тем, что купила. Социальные сети повышают доверие: люди видят, как благодаря твоей работе преображается интерьер.
Мудборд Екатерины в Pinterest.
— Сколько стоит ваша работа теперь?
— Как правило, стоимость очень разная: все зависит от объема работы. Сейчас мой средний ценник за одну съемку — от 60 тысяч рублей. Без учета работы фотографа.
— Что стилисту нужно сделать перед съемкой?
— Дизайнер присылает мне фотографию реализованного проекта. Это становится отправной точкой для работы стилиста: дальше я начинаю подбирать подходящий декор, который потом привезу на съемку.
Стилисты чаще всего работают с шоурумами по гарантийным письмам. Если аксессуары и предметы из ассортимента магазина красиво снимут и опубликуют в журнале с упоминанием бренда — это будет очень выгодно.
Востребованным дизайнерам бренды сами предлагают свои предметы. Однако никто из нас не застрахован от поломок и прочих неприятных ситуаций. У меня на даче стоит столик Barcelona Design, который пришлось выкупить у шоурума, потому что кто-то из команды поцарапал его на съемке. Тогда мне было уже неудобно выяснять обстоятельства, поэтому я просто забрала стол себе.
— И часто такое случается?
— Это неизбежно. У хорошего стилиста должна быть здоровая психика. На съемки привозят предметы на миллионы рублей, например, качественные дорогие ковры. Стилист отвечает за все это. Поэтому приходится следить: кто что подвинул, кто прошелся по ковру, кто какие следы оставил... У тревожного человека голова пойдет кругом очень быстро, и работать он не сможет.
— Что еще важно?
— Вкус. Стилист должен обладать внутренним чувством, которое позволит определить: вот так красиво, а вот так — нет. Мы работаем с миллионом аксессуаров, которые сложно подстроить под шаблоны. Поэтому так важна внутренняя гармония. А она появляется от хорошего знания принципов композиции.
Татьяна Гедике: «Я не берусь за все проекты, которые мне предлагают»
— Помните вашу первую съемку для журнала? Какой она была?
— Когда мы открыли шоурум винтажной мебели в Москве, к нам пришла фотограф Дина Александрова и спросила разрешения отснять его для своего портфолио. В день съемки я невольно начала помогать Дине составить красивую картинку в кадре: расставляла мебель, декор и акценты.
Потом Дина пригласила меня уже в качестве стилиста на свою следующую интерьерную съемку. Я удивилась и ответила, что ни разу не делала ничего подобного. Тогда Дина объяснила мне, стайлинг — это и есть составление гармоничной композиции в кадре. Я попробовала, и одну из наших совместных съемок взяли в журнал Interior+design.
Профессия интерьерного стилиста тогда была не очень распространена в России, а специалистов с опытом было мало. Я не думала, что это станет моей профессией, но мне было интересно попробовать. С Диной мы отсняли еще несколько проектов, а по мере их публикации мне стали писать другие популярные фотографы и дизайнеры с просьбой подготовить их интерьер для съемки.
Интерьер исторического дома на Солянке. Дизайнер: Анна Кларк; стилист: Татьяна Гедике; фотограф: Евгений Кулибаба. Опубликовано в AD.
— Важно уметь фотографировать самому?
— В Питере я окончила Академию фотографии, а до этого больше 15 лет делала интерьеры под ключ как дизайнер. Когда я увлеклась стайлингом, этот опыт здорово помог мне. Знание теории фотографии и правил композиции оказалось ключевым. Стайлинг — это не только про подобранный и красиво расставленный декор. Это создание композиции, которая сделает фотографию художественной. Фотограф ставит кадр, а то, что в кадре — работа стилиста.
Важно понимать, почему примерно один и тот же снимок может выглядеть так по-разному. На программе по стайлингу в Британке у нас будут лекции с фотографом Сергеем Ананьевым, но дополнительно я советую каждому стилисту пройти хотя бы начальные курсы по фотографии. Стайлинг — это всегда больше про композицию, а не про декор.
— На программе «Стайлинг интерьерной съемки», которую вы курируете, большой блок посвящен колористике. Почему это важно?
— Цвет — это деталь композиции кадра. Я использую его интуитивно, но на первых этапах надо обращать внимание на то, какого цвета в кадре больше, а какого меньше. Возможно, какой-то предмет нужно будет убрать или, наоборот, добавить цветовой акцент в монохромный кадр.
Я снимаю разные интерьеры, но избыточно цветные не люблю. Для меня лично это хаос, хотя бывают и приятные исключения, с которыми я работаю с не меньшим удовольствием. Но монохромные пространства с небольшими цветовыми акцентами для меня все-таки предпочтительнее. Кстати, такими акцентами может быть современное искусство. Его я очень часто использую в своих проектах. Еще один мой любимый прием — винтажная мебель, которая порой заметно меняет атмосферу интерьера, делая его уникальным.
Квартира дизайнера. Дизайнер: Александра Хелминская-Леонтьева; стилист: Татьяна Гедике; фотограф: Сергей Красюк. Опубликовано в Salon-interior.
— Как научиться выбирать предметы искусства? Нужно покупать определенных авторов?
— Говорить о конкретных авторах особенно смысла нет, так как их очень много. В любой современной галерее можно найти интересных художников. Главное, чтобы их работы гармонично смотрелись в интерьере. Мне сложно предсказать: станет этот автор популярен через десять лет или нет. Недавно я зашла в галерею и увидела там предметы одной керамистки. Я вспомнила, что шесть лет назад она приходила ко мне и предлагала свои скульптуры за совсем небольшую сумму. Я выставила их в нашем шоуруме, и довольно быстро они уехали к новым хозяевам, теперь же работы этого автора продаются в галереях в разы дороже.
Сейчас я постоянно воспитываю в себе и насмотренность, и чутье к раритетным предметам, собираю интересные вещи в свою коллекцию. Часть из них потом использую в своих проектах, а часть после съемки остается у новых хозяев. Хотя есть предметы, которыми я лично очень дорожу и пока не готова с ними расстаться.
— С винтажем, получается, та же история. Как вы понимали, что продастся, а что будет годами пылиться в шоуруме?
— Я одной из первых начала доставлять винтажную мебель из Европы в Россию. Часто привозила редкие экземпляры, но их ценность тогда понимала довольно плохо. На винтажном рынке можно купить вещь no name, которая со временем окажется чем-то уникальным и стоящим. Не всегда продавец понимает, что продает, даже если на экземпляре стоит клеймо известного дизайнера. Но я регулярно трачу довольно много часов на изучение антикварных и винтажных предметов, чтобы вовремя обнаружить самые интересные экземпляры из тех, что я встречаю у моих дилеров.
Еще шесть лет назад многие с опаской относились к винтажной мебели. Сейчас интерес к этому сегменту вырос, и люди все охотнее покупают ее для своих квартир. То же самое можно сказать и про другие вещи с историей, например, одежду, сумки, декор и так далее.
Я не зациклена на именах дизайнеров и подбираю в коллекцию RepeatStory абсолютно разные предметы независимо от того, есть у них атрибуция или нет. При этом я всегда мысленно прикидываю, в какой интерьер данный предмет впишется и кому я могла бы его предложить.
У меня довольно много журналов, которые я привезла из Европы лет двадцать назад. Я всегда с интересом разглядывала европейские интерьеры, которые были так непохожи на наши, но поняла их фишку гораздо позже. Почти в каждом из них была использована винтажная мебель. Сейчас в России эта эстетика тоже довольно популярна, любителей и коллекционеров винтажа становится все больше. У нашего шоурума есть постоянные покупатели, которые сразу после новой поставки приезжают на склад и пополняют свои личные коллекции новыми экземплярами.
В винтажных вещах есть особая харизма. Они как вишенка на торте в интерьере. С полностью новодельными пространствами я практически не работаю. Это мой подход, и многим заказчикам он близок.
Романтичный интерьер квартиры на Сретенке. Дизайнер: Анна Кларк; стилист: Татьяна Гедике; фотограф: Евгений Кулибаба. Опубликовано в Elle Decoration.
— Сколько стоит ваша съемка?
— Первые съемки я делала за 10 тысяч рублей, при этом сама организовывала логистику, общалась с партнерами и даже привозила многое на своей машине. Сейчас минимальный гонорар у меня совсем другой, и я не берусь за все проекты, которые мне предлагают. Если клиентам мой гонорар кажется высоким, я рекомендую им обратиться к молодым стилистам. Да, их опыт значительно меньше, но зато и цена будет другой. Это естественно, что, повышая свой профессионализм и увеличивая количество публикаций, ты увеличиваешь и стоимость своей работы.
Съемка анфиладной квартиры в сталинке. Дизайнер: Вера Лемешко; стилист: Татьяна Гедике; фотограф: Евгений Кулибаба. Опубликовано в Elle Decoration.
— За какие проекты вы не возьметесь в любом случае?
— Я стараюсь не брать незаконченные проекты, так как мне тогда приходится доделывать работу за дизайнера и декоратора. А это уже не стайлинг, и требует гораздо больше времени. В этом случае я могу вполне оправданно повысить стоимость своих услуг.
Раньше я снимала нечасто и бралась за все проекты, сейчас я более избирательна. Если проект не совсем совпадает с моими вкусами, я могу передать его коллегам, которым по стилистике он подойдет гораздо больше. А они, в свою очередь, могут посоветовать меня. Никакой конкуренции между нами нет.
Если вы вдохновились историями Екатерины и Татьяны, приходите на программу «Стайлинг интерьерной съемки» Британской высшей школы дизайна.
Под руководством опытных интерьерных стилистов и фотографов за четыре месяца вы пройдете все этапы подготовки и реализации съемки — от разработки концепции до создания неповторимых кадров для журналов, портфолио и социальных сетей.