Это читать ↓
Привет! С вами в текстовом эфире подкаст о дизайне и digital-рынке «Дизайн Прост» и его бессменный автор Павел Ярец. Почти в каждом выпуске мы просим наших гостей порекомендовать что-нибудь для «вдохновения и расширения картины мира», а также поделиться книгами, фильмами и студиями, которые нравятся им самим. Кто-то советует что-то популярное, кто-то совсем экзотическое, что-то советуем мы сами, — с 2019 года мы накопили огромный список книг и полезных ресурсов, которыми готовы поделиться.
Виктор Папанек «Дизайн для реального мира». Эта книга заставляет всплакнуть и как следует задуматься: коммерческая деятельность, которой мы занимаемся, решает задачи, важные для бизнеса, но не для человечества. Обладая современными технологиями и качественными материалами, мы все равно используем подручные и дешевые средства. Чтобы сэкономить.
В книге есть пример «лабораторной» центрифуги, собранной при помощи двери и веревок врачами-волонтерами из нищих африканских стран. И там же описывается проект, который борется с опустыниванием местности с помощью технологичных «снежинок»: они сбрасываются с самолета на границе пустыни, а в полете цепляются друг за друга, образуя огромное биоразлагаемое ограждение. Попадая на землю, оно эффективно препятствует распространению песков.
Кстати, по требованию автора книга печатается исключительно на переработанной бумаге.
Пять самых знаменитых предметов, придуманных Виктором Папанеком и описанных им в книге «Дизайн для реального мира». В основу каждого лег принцип максимальной полезности, дешевизны, простоты и экономии ресурсов.
«Техника молодежи» и «Юный техник» — эти журналы я и сам очень любил в детстве. Сейчас их уже не выпускают, но архивы можно легко найти в интернете. Оно того стоит: там вы с удивлением обнаружите, что многие якобы современные и прорывные технологии были изобретены еще советскими дизайнерами, инженерами и архитекторами. Например, автожир и мотоцикл на водородном двигателе.
Джеймс Феличи «Типографика. Шрифт. Верстка. Дизайн» — довольно древняя книжка о типографике с уклоном на старые версии QuarkXPress и InDesign. Но это не просто учебник по устаревшему софту, это — собрание правил и рекомендаций по оформлению текстов, в основу которого легла история шрифтов. Конечно, далеко не все из написанного применимо к кириллице, но даже несмотря на это, в книге можно найти много классных примеров и полезных лайфхаков. Особенно я рекомендую ее тем, кто, как и я в студенческие годы, не до конца понимает, что такое типографика и как ей правильно пользоваться.
Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике». На эту книгу стоит обратить внимание как на хороший сборник ярких примеров латинского набора. Практической пользы для кириллического дизайнера в ней совсем не много, зато как фундаментный труд для общей эрудиции — самое то. После знакомства с ней, вас обязательно потянет на эксперименты.
Разница начертаний латинских шрифтов периода реализма и лирического модернизма в книге Роберта Брингхерста «Основы стиля в типографике».
А вот это не читать ↓
В студенчестве я тратил на литературу половину своего дохода. Сейчас я понимаю: многие вещи тогда были переоценены. Во второй список я включил книги, которые считаю бесполезными именно с точки зрения практики. Хотя многие из них могут быть вполне интересны тем, кто хочет просто расширить свой кругозор.
Петр Коломнин «Краткие сведения по типографскому делу» — очень толстый талмуд о металлическом дореволюционном наборе. Идеален как исторический документ, а вот в реальной жизни пригодится разве что в качестве пресс-папье или средства самообороны.
Эрик Шпикерман «О шрифте». Книга бесполезна с практической точки зрения, зато очень круто оформлена, — случай довольно распространенный. Сделать дизайн-проект она вам точно не поможет, хотя и будет радовать глаз как неплохой образец издательской эстетики.
Оформление книги «О шрифте» Эрика Шпикермана.
«Справочник издателя и автора». Долго думал, куда его поместить, но в итоге отправил (пока что условно) в бесполезное. Если вы занимаетесь издательским делом, это действительно ваша настольная книга. Но сказать по правде: читать ее просто невозможно. Настолько невозможно, что на ее фоне даже учебник по физике покажется вам увлекательным. Из плюсов: есть небольшой раздел по оформлению текста в web-форматах.
Чтобы чтение сработало
Завершить эту подборку я хотел бы очень важной рекомендацией: не увлекайтесь консьюмеризмом и читайте книги последовательно. Это хороший источник знаний, идей и вдохновения, но чтобы книги работали, их нужно действительно читать. Наши слушатели и студенты очень часто просят нас посоветовать что-то, покупают себе тонны литературы, оплачивают всевозможные курсы и подписки на платные издания. Чтобы потом ничем из всего этого так и не воспользоваться.
К сожалению, сейчас любой контент мы потребляем как жвачку. В итоге он не развивает нас, а лишь впустую тратит наше время. Чтобы этого не происходило, читая книги или статьи, обязательно делайте заметки, рисуйте схемы, записывайте ключевые мысли, — так вы сможете получить максимум пользы и хорошо усвоите информацию.
«Краткие сведения по типографскому делу» Петра Коломнина — практически единственный пример русской книги, полностью посвященной типографике, набору и верстке.
Не менее важно выделять для чтения отдельное время и место. Конечно, это может быть и транспорт, но учитывайте одно: осмысление текста — колоссальная работа, которая требует спокойной обстановки и непрерывности процесса.
Но если найти время на чтение все-таки не получается, попробуйте переключиться на подкасты. Например, в эфирах «Дизайн прост» мы много говорим о профессиональном развитии, знакомим слушателей с интересными гостями и регулярно делимся авторскими подборками книг, фильмов, дизайн-студий и полезных источников.