Из программистов в дизайнеры
Еще в старшей школе я любил рисовать аватарки для форумов и дополнительные элементы для браузерных многопользовательских игр. Тогда я даже не знал, что существует такая профессия — дизайнер. В университете я учился на программиста, но не проработал по профессии и года, бросил все и ушел с нуля штурмовать графический дизайн.
Какого-то выдающегося таланта к творчеству у меня не было, но была внутренняя тяга к прекрасному и желание развиваться в этой области. Я обожал креативную рекламу, которую дизайнеры показывали на фестивале «Каннские Львы», — именно она и стала моим стандартом качества. Но за многие годы практики я так и не приблизился к этому уровню, из-за чего очень страдал.
В дизайн интерфейсов я попал случайно, устроившись подмастерьем к арт-директору и основателю Artify Agency. Там я сразу понял, что UX/UI — это мое. Здесь не нужно было с нуля создавать образы, требовалось меньше креативной работы. Конечно, в интерфейсах этому тоже есть место, но такое качество обычно могут обеспечить только ведущие агентства, например, Red Mad Robot или Clay. Я понял, что в UX/UI смогу достичь высоких стандартов качества.
Кому подойдет дизайн?
Возрастного ценза для входа в профессию нет. Но нужно понимать, что каждый из нас с возрастом быстрее устает, становится зрелой личностью, у которой помимо учебы и работы появляются другие приоритеты, например, семья. Чтобы стать профессионалом в каком-либо деле (особенно в такой многогранной индустрии как дизайн), нужно быть готовым тратить много времени на самообразование, уметь отказываться от отдыха ради дополнительной практики или прочтения очередной книги.
Если вы решили заняться UX/UI, бэкграунд нужен, но не обязателен. Когда я начинал свою карьеру, у меня за плечами не было ничего, кроме любительского уровня в графическом дизайне и неплохого знания Adobe Illustrator и Photoshop. При этом мои навыки визуализатора были настоящим позором. Я до сих пор храню свое тестовое задание в Artify Agency и не понимаю как меня вообще туда взяли. Сейчас это не входной уровень даже для поступления на какие-нибудь курсы. Уинстон Черчилль говорил: «Успех — это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». Я шел по одним только неудачам почти десять лет.
«Поэтому советую не зацикливаться на том, что якобы должно у вас быть, чтобы заниматься дизайном, да и любой другой профессией. Бэкграунды не решают. Решают ваше желание и упертость».
Человек либо получает кайф от того, чем хочет и мечтает заниматься, либо нет. Если вам неинтересно какой анатомией обладает Helvetica, вас не поражает сколько теории стоит за построением композиции, то скорее всего дизайн не ваша профессия. А вот если вы на любой встрече без остановки разговариваете только об этом, — это верный признак того, что вы правильно выбрали себе направление. И эта формула применима к любой сфере.
Если же вы выбираете между фрилансом, агентством и продуктовой командой, присмотритесь к своим коммуникативным навыкам и к вашей готовности или неготовности работать в команде. Многие воспринимают эти качества недостаточно серьезно, как нечто само собой разумеющееся, но на практике работа в команде — сложный психологический процесс. Необходимо внутренне принять, что в одиночку вы не создадите хороший продукт, равно как и без вашей экспертизы коллеги не сделают какую-то часть работы.
«Хороший командный игрок — тот, кто отказался от принципа „я дизайнер, я так вижу“. Он готов к конструктивной критике, умеет искать компромисс, слушать мнения других и корректно доносить собственную точку зрения».
Где, как и у кого учиться UX/UI?
Я стал преподавать, потому что очень люблю и дизайн, и все творческие профессии. Мне нравится читать, слушать и говорить о них. Я помню как меня самого еще в начале карьеры заряжали профессионалы с горящими глазами, которые восхищались тем, что они делали. Поэтому меньшее, что мне нравится сейчас, — просто передавать навыки. Я хочу также вдохновлять людей, заряжать их желанием бесконечно изучать что-нибудь новое о своей профессии. Чтобы через 10-20 лет они могли менять этот мир с помощью дизайна и творчества.
В Британке есть две программы, где учат делать крутой UX/UI: для новичков и для продвинутых специалистов. На первой я преподаю, вторую курирую совместно с Катей Тюхай. Подробнее про их различия можно почитать здесь.
Программа «Дизайн диджитал продукта» — это вторая ступень обучения UX/UI-дизайну. Она рассчитана на людей, которые хотят вырасти из middle+ дизайнеров в senior, из senior в арт-директоров или перейти в новую продуктовую команду из числа ведущих HR-брендов рынка, например, в «Сбер» или «Яндекс».
Программа учит не только практическим, но и управленческим навыкам: в процессе обучения студент будет выступать в роли арт-директора, у которого будут реальные подчиненные и задачи. Мы преподаем большое количество дисциплин, чтобы на выходе дизайнер был именно таким, каким его ждут в сильнейших компаниях рынка. От уровня создаваемого им визуала до умения правильно подготовить макет в верстке. От понимания как спроектирован продукт до найма и увольнения подчиненных и создания дизайн-стратегии развития команды.
«Студенты работают над реальными брифами, то есть над реальными задачами реальных компаний. Эти проекты не просто рассматриваются заказчиком, они могут быть реализованы. Студент проходит все этапы создания продукта: не только оттачивает свои навыки, но и кладет в портфолио не выдуманный учебный проект, а актуальный кейс».
На выходе это будет специалист, который сможет создавать исключительно качественный продукт. То есть продукт, основанный на исследовании рынка, аналитике, экспертизе в UX и UI, проверенной работоспособности макетов и с качественным дизайном.
Почему российский UX/UI лучший в мире?
Исторически диджитал начался в Америке, но получил довольно мощный толчок к развитию в России благодаря банковской сфере и повальному переводу офлайн-продуктов в онлайн. Банки очень быстро поняли, что продуктовый подход позволяет извлечь и максимизировать прибыль буквально из воздуха, и при этом удовлетворить потребности клиентов.
Банки других стран всегда больше развивали офлайн, поэтому даже сейчас так и не смогли создать приложения, которые могли бы сравниться по качеству с приложениями «Сбера» или «Альфа-банка». Постепенно наши подходы начинают распространяться на весь мир, но, что важно, только в рамках новых стартапов и проектов, изначально берущих курс на диджитализацию.
Как стать крутым продуктовым дизайнером?
Если говорить в двух словах, то хороший дизайнер (любой) должен быть любознательным и дисциплинированным. Наша профессия предполагает постоянное самообразование и изучение новых технических инструментов. А чтобы добиться успеха в ней, нужно работать больше, чем все остальные. Заказчик ждет концепт из двух экранов уже завтра? Полностью отрисуйте приложение, подготовьте отдельный сайт с презентацией и сделайте промо-ролик в After Effects. Я считаю, что из этого строится карьера любого специалиста. Вы либо работаете больше и всегда находитесь среди первых кандидатов на трудоустройство, либо не тратите лишних сил и остаетесь на среднем уровне.
Что в Британке от студентов, что на работе от своих подчиненных я всегда требую высшего качества. Понятно, что далеко не все могут его обеспечить, но дело не в этом. Вопрос в том, сколько усилий они сами готовы приложить, чтобы этого уровня достичь. Услышав критику, они либо будут больше практиковаться, учиться, читать новые книги или же просто кивнут головой, со всем согласятся, а в следующий раз принесут работу с точно такими же ошибками.
«Если дизайнер на работе просто делает то, что ему говорят, — это плохой продуктовый дизайнер. Он должен отвечать за конечный продукт, а не быть безвольным оператором Photoshop в руках менеджера. Какие цели преследует бизнес, какие у него есть проблемы, что нужно пользователю и как этого достичь с помощью визуала, — понимание всех этих вещей и делает продуктового дизайнера продуктовым дизайнером».
Кто этому должен учить? Я думаю, никто, — это должна быть самоосознанность, а на нее способны только зрелые специалисты. Вы либо нутром принимаете продуктовый подход, либо смеетесь над ним и считаете, что все вокруг неправы. В последнем случае вам будет лучше сфокусироваться на фрилансе или агентской работе, где зачастую концепт и творческое воплощение идеи стоят выше коммерческих целей. Что забавно, я отношу себя как раз к этому типу дизайнеров, но работая над продуктом в команде, я и от себя, и от подчиненных требую именно продуктового подхода.
Если говорить об индустрии философски, я все же считаю, что дизайнер должен оставаться дизайнером: натурой скорее творческой, нежели коммерциализированной. А корректировать и сдерживать его должны владельцы продуктов или ресерчеры, которые смогут принести доказательства, что макет не работает, и именно поэтому его нужно переделать.