Зачем офис, если все на удаленке?
Раньше люди воспринимали офис исключительно как место, куда нужно прийти, чтобы выполнить свою работу. Там находился весь необходимый инструментарий: переговорные комнаты, мощный компьютер с большим монитором, бесплатный корпоративный софт. Пандемия практически нивелировала нашу потребность в этом: многие теперь используют более мобильные планшеты и ноутбуки, совещания проводят в Zoom, живут в разных частях страны и мира. Но если офис больше не нужен нам для того, чтобы работать, зачем он тогда вообще?
За счет слияния онлайн и офлайн среды, мы стали еще больше нуждаться в так называемом третьем месте — пространстве вне дома и работы, где нам было бы комфортно. Многие офисы стали стремиться взять эту функцию на себя, организуя внутри необходимую инфраструктуру: зоны отдыха, кафе и пространства, где можно побыть в одиночестве. В первую очередь для того, чтобы люди приходили туда не столько из-за работы, сколько из-за потребности в живой коммуникации с коллегами. Горизонтальные связи, неформальное общение, смена картинки и комфортная обстановка, — все это лишь кажется вторичным для бизнеса, но на практике значительно усиливает вовлеченность сотрудников в рабочий процесс и жизнь компании.
Никуда не ушла и классическая роль офиса как официального представительства бренда, которое призвано транслировать его культуру и айдентику клиентам, партнерам и контрагентам. Офис «для галочки» и для статуса — все еще показатель серьезности и финансового положения компании, обязательный атрибут любой крупной корпорации, отсутствие которого может сильно сказаться на доверии к ней.
«У любого офиса есть своя целевая аудитория, потому что программист программисту рознь. Есть те, кому подойдет офис Google, но есть и те, на чьей эффективности свободная атмосфера скажется негативно. Для последней целевой аудитории, например, и создаются опенспейсы, в которых руководитель может просматривать все 40 метров кабинета и видеть, что делает каждый сотрудник», — Сергей Труханов, руководитель архитектурного бюро Т+Т Architects.
Офис играет одну из ключевых ролей в формировании HR-бренда компании, в том числе и за счет того, что привлекает определенную целевую аудиторию. Как хороший маркетинговый продукт, он точно бьет туда, куда нужно. Такой офис будет нравится тем, кто уже подсознательно разделяет корпоративные ценности бренда, и отсеивать людей, которые по своему складу и типу мышления компании не подходят.
Концепция офиса для компании Avito с собственным скалодромом и игровой VR-комнатой. Проект архитектурного бюро Т+Т Architects.
К тому же, удаленка пока еще не стала общепринятой нормой. Twitter, например, сейчас принудительно возвращает своих сотрудников в офисы, а исследования Microsoft показали, что половина топ-менеджеров считает удаленную работу менее эффективной для бизнеса, даже несмотря на то, что она помогает экономить на аренде внушительные суммы. Поэтому офисы будут трансформироваться и адаптироваться к новым веяниям времени, но вряд ли когда-нибудь исчезнут из нашей жизни навсегда.
Тренды в дизайне офисных пространств
Подход к дизайну рабочих зон и отношение к ним существенно изменились после двух событий. Первое — создание офиса Google, с невероятной по тем временам организацией пространства. Это была настоящая революция в дизайне: люди стали пересматривать свои фундаментальные представления о том, как может выглядеть офис и какую функцию он должен выполнять. Вторым событием стала пандемия, показавшая, что большинство людей стремится работать в комфортной домашней обстановке. Многие компании начали пытаться эту обстановку воссоздать, появилась концепция офиса — безопасной эмоциональной зоны, призванной бороться со стремительно растущим в обществе уровнем стресса и перегрузок.
Еще не так давно компании были ориентированы на массовость и экономию пространства, — в одном помещении нужно было уместить как можно больше сотрудников. Сейчас этот принцип постепенно уходит в прошлое, вытесненный человекоцентричным подходом, который предполагает заботу о каждом отдельно взятом сотруднике. Опенспейсы сменяются так называемыми мультиспейсами — пространствами, в которых интерьерные и цифровые решения комплексно работают на повышение как комфорта человека, так и эффективности бизнес-процессов. Для создания мультиспейс-офиса будет уже недостаточно предусмотреть креативные зоны отдыха и поставить мягкие кресла-мешки. Дизайнеру придется подумать и над IT-решениями: персонализацией рабочего места, Face ID, мобильным приложением для сотрудников, способами организации гибридного графика работы и методами сбора аналитики.
«Сейчас люди хотят взаимодействовать с пространством. Не бояться его, как старого музея, где ничего нельзя потрогать и не везде можно ходить, а ощущать его и видеть как оно реагирует на их потребности. Поэтому тренд на интерактивность, тактильность, технологичность, антропоцентричность и комфорт смог так стремительно набрать популярность», — Юлия Хапкина, главный архитектор IND architects.
Офис проекта Multispace с собственным мобильным приложением, которое позволяет бронировать переговорные и рабочие места, заказывать еду в корпоративной кофейне, общаться в чате, оставлять заявки на пропуска и IT-поддержку.
Из тренда на комфортный и антропоцентричный дизайн родился и тренд на премиальность. Человек стал обращать внимание на то, в каком пространстве он проводит большую часть времени, и осознал, что интерьер может влиять на его настроение, эмоциональный фон и продуктивность. Мы начали стремиться к тому, чтобы организовать вокруг себя максимально «премиальную» среду, которая складывается не столько из золота и роскоши, сколько из качественных экологичных материалов, хорошего сервиса и комфортной организации пространства.
Другой не менее важный тренд современного дизайна (не только офисных, но и любых других интерьеров) — инклюзивность в широком смысле этого слова. То есть не просто создание среды, адаптированной для людей с ограниченными возможностями, а пространство, одинаково успешно удовлетворяющее потребности разных людей. На практике это может быть низкая стойка ресепшен, до которой может дотянуться ребенок, или специальные места для животных, с лежанками, мисками и игрушками. Существует много трактовок и вариаций инклюзивного подхода, но главный его принцип — сделать недоступное доступным для всех.
«Пространства, которые мы создаем, должны нести еще и образовательную функцию. Мне кажется, что миссия дизайнера — просвещать людей и показывать им, какими могут быть сочетания материалов, что такое красота и функциональность. В общественном пространстве мы должны сделать для человека то, что он никогда бы не решился воплотить в своей квартире, и таким образом позволить ему посмотреть на дизайн по-новому», — Валерий Лизунов, архитектор, основатель бюро ARCHPOINT.
Мир меняется практически ежедневно, тренды появляются очень быстро и еще быстрее устаревают. С развитием технологий растет ценность многофункционального и гибкого дизайна, который способен подстраиваться под любые изменения и не требовать при этом основательного вмешательства в изначальный проект и серьезных финансовых вложений. Дизайнеры и архитекторы стараются делать современные офисы максимально универсальными и мобильными, что может пригодиться, например, в случае релокации компании.
Технологии связаны и с появлением в дизайне тренда на фотогеничность пространства, которое теперь должно не просто выполнять свою функцию, но еще и хорошо смотреться в социальных сетях. Яркость, оригинальность, правильное освещение и зоны для фото, — офисы тоже соревнуются за место в вашей ленте и используют свой облик в маркетинговых целях.
Гран-при премии Best Office Awards 2022 — головной офис «Сбера», главный вход. Авторы: Evolution Design в партнерстве с бюро T+T Architects.
Последний тренд, заслуживающий внимания — транслирование культурной идентичности (народа, государства, города или бренда) через интерьерный дизайн. Глобализация и цифровизация породили однотипные архитектурные и пространственные решения, размыли культурные границы и привели к стандартизации многих аспектов жизни человека. Мы уже вряд ли сможем отличить офис в Москве от офиса в Лондоне, Нью-Йорке или Дубае. В ответ на это появился запрос на авторский дизайн, который мог бы вобрать в себя культуру, философию, самобытность компании и в одном пространстве объединить это с идентичностью города или государства, в котором она работает.
Как сделать крутой дизайн?
Чтобы создать современный офис, не всегда достаточно разбираться в трендах и иметь хороший опыт в дизайне. Soft skills в данном случае важны не меньше, чем умение красиво зонировать пространство, рассчитать расположение инженерных коммуникаций и нарисовать фотореалистичную визуализацию. Дизайн интерьера предполагает тесную работу с людьми, и если при проектировании жилых помещений мы говорим об одной семье, то в случае с офисом это и руководство компании, и все ее сотрудники, и команда, с которой вы работаете. В отличие от проекта квартиры, общественный интерьер невозможно придумать и реализовать в одиночку, поэтому коммуникабельность, умение слышать коллег и договариваться с людьми становятся ключевыми навыками для дизайнера офисных пространств.
«Чтобы сделать качественный проект, нужно тесно работать со специалистами из разных областей. Вы занимаетесь дизайном и смотрите на мир через эту призму, в то время как топ-менеджер хорошо разбирается в бизнес-процессах компании и представляет будущее пространство иначе. Учтя мнения многих специалистов, вы сможете создать офис, который будет действительно функционален и удобен для всех», — Петр Мироненко, руководитель архитектурного бюро «Правда».
Главное, что нужно сделать перед тем как приступить к работе, — грамотно выстроить диалог со своим заказчиком и донести до него, что чем больше информации он вам предоставит, тем лучше будущее пространство будет отвечать всем необходимым требованиям. Часто одного только брифа недостаточно, поэтому дизайнер должен уметь задавать вопросы, которые помогут ему в проектировании, и вытягивать из клиента ответы на них.
Офис IT-подразделения Raiffeisen TechCenter от архитектурного бюро IND architects.
Качественная аналитика на первом этапе работы — основа любого проекта. Она поможет избежать дорогостоящих ошибок и точно попасть в целевую аудиторию. Любое общественное пространство создается не для дизайнера, а для людей. В случае офисов это особенно актуально, ведь там интерьер напрямую влияет на результативность команды и эффективность всех бизнес-процессов.
Ключевые качества успешного дизайнера
К коммуникабельности и аналитическим способностям, о которых уже было достаточно сказано выше, стоит добавить эмоциональный интеллект и базовые навыки в маркетинге. Умение чувствовать свою целевую аудиторию и точно определять ее потребности позволят дизайнеру примерить на себя разные роли: заказчика, архитектора, стейкхолдера, сотрудника и клиента компании, определить какие проблемы волнуют каждого из них и решить их с помощью своего проекта.
В работе дизайнер сталкивается со множеством препятствий, поэтому сочетание гибкости и твердости характера стали одними из ключевых качеств успешного специалиста. Сюда входит как умение вовремя настоять на своем, так и способность в некоторые моменты услышать мнение других.
«Дизайнеру просто необходимо творческое эго. Ведь в своей работе вы будете бороться и с заказчиком, и с бюджетом, и с общественностью, и со строителями, — все они будут говорить, что вы делаете что-то неправильное и неважное. Здесь критически необходимо сохранить то, во что вы верите. И не просто сохранить, а донести свое видение до других», — Юлия Хапкина, главный архитектор IND architects.
Организованность и ответственность — не менее важные качества, необходимые для достижения успеха. Особенно актуальны они стали сейчас, в век жестких дедлайнов, вечной спешки и постоянной нехватки времени. Профессиональный имидж дизайнера во многом зависит от того, умеет он держать свое слово или нет. Срыв сроков при проектировании офисного интерьера может обернуться для заказчика простоем рабочего времени, снижением эффективности сотрудников, увеличением затрат на строительство или аренду другого помещения, — внушительной суммой денег, которая может быть удержана в том числе и из зарплаты дизайнера. Поэтому умение работать ежедневно, а не только по вдохновению, становится сегодня едва ли не главным, чему должен научиться каждый специалист.
Узнать больше об особенностях проектирования рабочей среды и научиться создавать офисы настоящего и будущего можно на интенсиве Британки «Дизайн офисных пространств». Анализ потребностей бизнеса, мебельные, отделочные и технологичные решения, эффективное зонирование пространства и другие принципы работы с офисными интерьерами, — под руководством профессиональных архитекторов вы за два полных дня создадите собственную дизайн-стратегию и придумаете блоковую планировку.