Найти себя и учиться на практике
Все преподаватели Британки — специалисты-практики: кто-то пришел напрямую из индустрии и работает на факультете пятнадцать лет с момента его основания, кто-то сам закончил Британку, набрался практического опыта и вернулся передать знания. Обучение ведется на английском языке, чтобы студенты могли обращаться к любым книгам, материалам и исследованиями и в будущем не ограничивать свою карьеру только российским рынком.
С самых первых занятий главным фокусом обучения становится именно практика. У всех студентов есть доступ к мастерским Британки, где можно сконструировать платье, сшить джинсы, изготовить ткань, нанести принты или напечатать пуговицы на 3D-принтере. Работа в мастерских помогает не только научиться ручным техникам работы с одеждой, но и найти свою нишу в мире fashion.
Мастерская по конструированию и пошиву одежды.
На первом курсе (Foundation Year) студенты изучают разные направления дизайна и искусства: моду, иллюстрацию, промышленный, графический и интерьерный дизайн, и только после этого выбирают свою специализацию. Часто бывает так, что студенты, которые изначально хотели учиться на дизайнера одежды, в итоге выбирают современное искусство, и наоборот. Такую возможность дают не все университеты, но она необходима: в 16-17 лет слишком сложно понять, чем ты хочешь заниматься.
Первый курс становится фундаментом для крепкого профессионального портфолио, а каждый следующий курс углубляет базовые знания и приближает к формированию индивидуального художественного стиля.
«Я чувствую профессиональное развитие с первого года: вырабатывается насмотренность и личное мнение о событиях мира моды, появляется экспертность, — говорит студентка программы Мария Крыласова. — От года к году растет интенсивность работы и глубина погружения, но вместе с ними и наш профессионализм
Начать с нуля
Большинство студентов начинают учиться с нуля, а все необходимые навыки получают уже в ходе программы. Для поступления на первый курс нужно портфолио, исследовательские качества и владение базовыми техниками. Наличие готовых fashion- или текстильных работ может быть плюсом, но может и помешать. В Британке свои методы обучения работы с кроем, обработками, дизайном. И освоить их с нуля проще, чем переучиваться.
Работать над своими проектами в мастерских студенты могут в любое время, не только на занятиях.
Прежде всего преподаватели и кураторы учат своих студентов учиться: добывать информацию, копать в глубину, анализировать, подвергать сомнению, критически смотреть на свою работу и видеть способы ее улучшить. Студенты не только погружаются в теорию, но и учатся искать идеи, а затем воплощать их в своем творчестве. Изучают, как делать по правилам, чтобы затем нарушить их и выстроить свои собственные.
«Полезно знать, где должны быть вытачки, чтобы на своем изделии перенести их туда, где они не только выполнят основную функцию, но и решат дизайнерскую задачу», — поясняет сокуратор программы Ксения Катышева.
От набора к набору программа претерпевает незначительные изменения: кураторы смотрят, как меняются запросы индустрии и как группа усваивает материал, и при необходимости корректируют его. В этом одна из ценностей Британки — научить студентов быть готовыми к изменениям.
Не бояться ручного труда
Во время обучения студенты прокачивают хард-скилы. Программа интенсивная: основы шитья, обработка швов, моделирование, история моды, создание эссе, исследования и практические проекты. Один из них — работа с иконическими предметами одежды: джинсами, белой рубашкой, платьем. Предметы выбраны не случайно: на них легко отработать теоретические знания, разобраться, как сшить классическую белую рубашку, и тут же модифицировать ее, разработав авторский дизайн.
Научившись работать с базой, студенты переходят к более сложным темам: верхней одежде, цветовым сочетаниям, необычным элементам вроде керамических деталей на пальто и новым технологиям производства одежды (3D-печать, лазерная резка, нанесение цифрового принта). Не так давно в программе появились занятия по текстилю, на которых студенты могут экспериментировать с ткачеством и создавать собственные текстуры и материалы.
Проект первого года обучения по переосмыслению белой рубашки. Автор: Нина Виткова.
Текстильная мастерская оборудована новозеландскими ткацкими станками Ashford — это профессиональные станки, которые используются в международной практике. Есть станки с бердо и ремизный станок, вязальные машины, на которых можно работать с перфокартами, вязать вручную, делать жаккарды. Ручные станки позволяют экспериментировать, делать ошибки и создавать вещи, которые машинка сделать не может. Дополнительно в мастерской есть тафтинговые пистолеты для изготовления ковров, прялки и чесальные машины для создания пряжи. Отдельно расположены мастерские для окрашивания тканей, бличинга денима, фелтинга. И швейная мастерская, в которой все это можно собрать в готовое изделие.
«Текстильная мастерская позволяет пройти путь от волокна к нити, а затем к готовому полотну, вязаному или тканому», — говорит Нина Вересова, сокуратор программы.
Работать с брендами во время учебы
Британка готовит студентов к будущей самостоятельной работе: они в одиночку работают над своими коллекциями, получая от кураторов только необходимые консультации и поддержку. Это помогает самостоятельно изучить все тонкости процесса, научиться быстро принимать решения, находить выходы из сложных ситуаций и экспериментировать.
Одно из практических заданий, которые студенты должны выполнить самостоятельно, — работа с джинсой. Каждому дается одинаковая ткань и задание переосмыслить ее за несколько недель. Короткий срок не позволяет сомневаться и нагружать проект лишними деталями, при этом работы все равно получаются уникальными — джинсу красят, отбеливают, распускают, рвут.
Процесс разработки коллекции одежды: фрагмент из портфолио Елизаветы Пашиной.
Вся программа построена так, чтобы в будущем студенты легко адаптировались к работе в индустрии. Реальное производство одежды предполагает другой ритм и количество участников. Времени на продумывание концепции дается меньше, используются быстрые методы макетирования вещи на манекене с помощью бумаги и коллажей, большую роль играет умение работать в команде и объяснить свою идею коллегам. Британка знакомит и с этими тонкостями: один семестровый проект может быть посвящен совместной работе; другой — методике нанесения 3D-коллажей и референсов на манекен.
«Мы пробовали воссоздать дизайн вещи, как будто главный дизайнер бренда поручил нам воплотить его идею коллекции в скетчах», — говорит Елизавета Пашина, студентка программы.
Больше других Елизавете запомнился проект Extraordinary, где требовалось исследовать оригинальную дизайн-концепцию с фокусом на текстуру, цвет, принт, и впоследствии создать вариации фрагментов одежды, используя эти текстильные наработки. Лиза уделила внимание лацкану жакета, карману и подкладочной отделке и добавила в работу керамику и эпоксидную смолу. Из смолы она сделала вышивку на ткани, а из керамики — пластыри, которые скрепили разрезы и держали свисающие карманы. Применение материалов, отличных от текстильных, позволило ей получить нетипичный результат.
С первого года студенты работают с брифами от модных брендов — получают реальное техническое задание и обратную связь не только от преподавателей, но и от представителей компании. На третьем курсе работают в коллаборации с крупными брендами: в разные годы это были H&M и JNBY. В этом году студенты поедут в Санкт-Петербург на производство Gate31.
«Работа с брендами помогает окунуться в индустрию и почувствовать настоящую ответственность перед реальным заказчиком», — говорит Марина Пацино, сокуратор программы.
Обрести свой язык
Самое масштабное творчество начинается на последнем курсе. Это новый шаг в работе — переход от небольшого курсового проекта к целой коллекции. Причем не только создание готового продукта, но и работа над планированием, контроль каждого этапа, разработка концепции и презентации.
Внесение финальных штрихов в дизайн платья и показ готовых студенческих коллекций.
Выпускной год дает больше свободы и больше ответственности. Важно не выгореть и продолжать двигаться дальше, несмотря ни на что. Нине Витковой, будущей выпускнице, в этом помогает тема коллекции, которая ее вдохновляет. Ее проект будет посвящен исследованию детства и границы между ним и взрослой жизнью.
«Я начала проект с личных детских воспоминаний и проанализировала, как они влияют на меня сейчас. Целью в проекте поставила создать безопасную среду для своего внутреннего ребенка. Я буквально собираю коллекцию как пазлы или детский конструктор», — поясняет Нина.
Проект стал для девушки напоминанием о том, что нужно оберегать и любить внутреннего ребенка, и иногда давать ему проявлять себя. Ткацкие станки, вязальные машины и пистолет для тафтинга настолько увлекли девушку, что большую часть дня она проводит в мастерских и весь текстиль для коллекции делает самостоятельно. В финальных образах будут использованы сотканные и связанные ткани, ковровая техника, лазерная резка и силиконовые слепки.
Первая коллекция дополнит ее студенческое портфолио. С ним можно будет смело поступать в зарубежные вузы (CSM, LCF, RCA, Parsons), начинать карьеру профессионального дизайнера или пробовать себя в совершенно ином направлении. Ведь после выпуска у студентов будет способность быстро анализировать и генерировать идеи, соблюдать дедлайны, отстаивать свои идеи перед кем угодно, и не ждать вдохновения, зная что результат рождается в процессе. А эти качества пригодятся в любой работе.