Бровкина Екатерина
Настя Рыбникова
Без страха чистого листа
Чтобы начать рисовать, необходимо освободить мозг от страха чистого листа, дать свободу воображению, почувствовать уверенность в собственных силах. Суть в том, чтобы начать видеть мир так, как его видят современные художники, овладеть визуальным языком и начать на нём свободно говорить. Так появляются мощные экспрессионисты, нежные поэты, декоративные живописцы.
«Однажды крупный банковский работник пришел к нам „на спор“, потому что не мог нарисовать... ничего. Ну, то есть, совсем ничего. Пальму не мог, домик не мог. Назло себе пришёл. Сначала даже приступить не получалось. А потом нарисовал, кажется, самолётик — и тут его взял азарт. Учиться стал всему! С яростью начал набрасываться на лист, со всё большей экспрессией. Брал всё больший формат бумаги, и чем крупнее был рисунок, тем лучше получалось. В конце курса он рисовал метровые мощные рисунки с обнаженными моделями, рвался уйти из банка и вступить на тернистый путь свободного художника. Друзья отговорили...» — Юлия Резникова рассказывает историю из преподавательской практики.
Наташа Рой
Махно Ольга
Но как перестать бояться чистого листа? Для этого существуют методики развития воображения: изменение пространства, свободная трансформация персонажа, работа с формой — Юлия называет это «взрывом обыденного сознания».
Практика: как развить креативность
Креативность — умение выходить за рамки шаблона, сочетать несочетаемое. Как научиться видеть неочевидные взаимосвязи? Здесь поможет работа с парадоксами случайностей.
Коллажи
Собираем в папку обрезки цветной бумаги, кусочки фотографий, вырезки из журналов, пятна краски, осенний лист, кусочек обоев из бабушкиной квартиры, ткань с фартука, сшитого много лет назад на уроке труда — коллекция может быть сколь угодно обширной. Перебираем, прикладываем, сочетаем — и вот у нас уже рождается образ, а порой и целая история. Практику можно проделать и в онлайн-формате: достаточно зайти в галерею телефона и начать вырезать детали фотографий.
Образы в пятне
Есть практика ещё проще — можно попробовать сразу после прочтения статьи.
Разливаем на бумагу краску, а если её нет под рукой, то кофейную гущу или кетчуп или соевый соус — что угодно. Смотрим на лист с пятном, крутим бумагу в руках, стараемся разглядеть в случайном пятне образ. Теперь дорисовываем очертания образа тем же материалом, который разливали. Можно сделать это кистью, ватной палочкой или пальцем.
Георгий Королёв
«Рисунки будут обладать смелой и необычайно выразительной графикой, так как родились не из банального текста и обыденного представления, а были рождены из парадоксального подсознания, из „пыли снов“», — комментирует Юлия.
Образы вокруг нас
Также можно экспериментировать с фотографией: ловить образы в случайных переплетениях теней, осенних лужах, складках ткани. Заметили что-то необычное на улице или в комнате — делаем фото, а затем дорисовываем образ.
Можно в сугробе увидеть кулич. Можно всё, ограничений нет.
«Это невероятно интересная игра — когда начинаешь видеть и чувствовать рисунок без банальности, без фильтров столь распространенного у нас „академического“ обучения. Не надо бояться начать с нуля. Если у вас есть желание, ум и энергия, вы быстро догоните и перегоните людей с опытом», — мотивирует Юлия Резникова.
Академический vs современный подход
Юлия Резникова и её коллега Наталия Кондратова совмещают опыт советской академической подготовки с многолетней работой в системе британского образования. Юлия убеждена, что академический подход даёт прочную базу. Не обязательно «штриховать кубик» десять часов подряд, но общее понимание, как строится рисунок, всё-таки необходимо.
Знание основ поможет начинающему художнику ориентироваться в средствах выразительности и изобретать новые, ведь выразительностью может обладать и штрих, и композиция, и перспектива — и другие, казалось бы, «скучные» академические разделы.
Майя Терехова
Академический подход можно сравнить с грамматикой: сначала мы осваиваем правила, по которым работает язык, учимся строить предложения, чтобы затем выражать наши личные мысли и чувства.
Мельничук Алена
Тихомирова Наталья
Требует ли обучение времени? Да, как и освоение любого навыка. Чтобы стать художником, недостаточно «вечером в расслабленном порядке штриховать кубик или размазывать по бумаге розовый букет в духе „импрессионизма для дам“», — говорит Юлия. Это мощное саморазвитие: изучить традиционные основы, затем современное графическое искусство и, конечно же, много практиковаться.
Поиск собственного визуального языка
Для начинающего художника важно ходить на выставки, смотреть фотографии и кинофильмы, то есть развивать понимание того, как может быть выстроен визуальный ряд. Выставки современного искусства особенно интересны тем, что позволяют отойти от привычного взгляда на вещи — тот самый «взрыв обыденного сознания».
Мишенина Настя
Чигодаева Даша
С чего начать погружение в искусство? Юлия рассказывает, как знакомство с работами других художников учит замечать поэтичное даже в самом повседневном — и ты сам начинаешь видеть мир шире и глубже, изобретаешь собственный визуальный язык:
«Можно прийти в Третьяковскую галерею и посмотреть, как почти по окружности ускоряется и замедляется время на иконах Дионисия; в Новой Третьяковке увидеть, как персонажи на картинах Шагала теряют чувство гравитации, почувствовать яростное молчание цвета в крестьянском цикле Малевича, увидеть тончайшую графику Петрова-Водкина, в которой перспектива растёт вверх. В Галерее стран Европы и Америки на Волхонке посмотреть на острую грусть раннего Пикассо и удивиться тому, как кружатся в бешеном ритме тела женщин на более поздних работах. Насладиться драгоценным сияниям красок таитянских работ Гогена и понять, что каждый мазок кисти Ван Гога положен абсолютно безошибочно и вселенная на его картинах движется будто мощной таинственной силой. Я завидую тем, кто откроет миры этих художников в первый раз, и, может быть, найдёт своих художников, и будет долго стоять и смотреть на их работы, чтобы потом выйти на улицу и увидеть, как изменилось окружающее пространство, как серый московский воздух пронизывает далёкое сияние цвета и улица широкая падает, потеряв силу тяжести».
Бабикова Татьяна
Бурых Настя
Юлия убеждена, что, если ты готов принять искусство, оно тебя найдёт само: «Ты начнёшь искать язык, чтобы говорить — свой, ни на кого не похожий язык, и твои слова могут быть сухой травой, старой плёнкой, узлом мокрых проводов. Твои образы могут быть везде. В один день другие художники увидятся родными, как братья и сёстры, а не далёкие недосягаемые небожители — останется только сказать „я тоже хочу“».
Семкова Марина
Стависская Анастасия
В поисках собственного художественного голоса можно обнаружить, что твой — объёмный; тебе хочется говорить не плоскостью, а всем пространством целиком. Юлия Резникова как куратор программы «Современная керамика» отмечает, что керамика уже не рассматривается только через утилитарные предметы, она стала авторской и по праву заняла место на выставках в крупнейших галереях.
Катерина Кащакова-Лаптева
Полина Штанько
Керамика может быть неожиданной: брутальной, экспрессивной или сюрреальной, поражать роскошной отделкой или строгим минимализмом. Она может «кричать» на весь зал или тихо «молчать». Скульптура — это вещь, она тактильна, она изменяется в зависимости от угла зрения.
Катран Татьяна
Юлия Кулай
Искусство как самоисследование
Творчество можно сравнить с сеансом у психолога, так как сюжеты берут начало в глубинах нашего подсознания. Мы обращаемся не только к эстетическому, но и жизненному опыту, к историям из детства, к радостям и травмам — познаём нашу личность с самых разных сторон. Юлия Резникова видит смысл обучения искусству в том, чтобы каждый сумел обнаружить и проявить его уникальное видение и чувствование мира:
«Мы можем раскрыть лишь то, что уже есть внутри нас, дать этому кладу проявиться. Самое удивительное для педагога, что никогда не надоест — это тот волшебный момент, когда ты осознаёшь, что можешь говорить, можешь выразить в искусстве то, что так давно носил внутри. Всегда неожиданно, когда человек, который занимался квантовой физикой, делает вдруг философские по содержанию гравюры, домохозяйка экспрессивно пишет брутальные городские пейзажи, психолог начинает сочинять сюрреалистических героев, музыкант пишет тончайшие воображаемые пейзажи, а доктор нашёл себя в смелой абстракции».
Гаврилова Саша
Алексеева Юлия
Научиться художественному видению и самовыражению через творчество можно на программе «Основы изобразительного искусства». Обучение длится пять месяцев. А если вам было бы интересно работать с современной керамической скульптурой, приходите на программу «Современная керамика», где вас научат придумывать формы и воплощать их в пространстве.