Исторический контекст
Чтобы понять современное искусство, созданное ИИ, нужно обратиться к самым истокам. Искусство всегда стремилось к подражанию реальности, о чем писал еще Платон, называя это «мимесисом».
Долгое время искусство отображало окружающий мир, пока в XIX веке не появилась фотография, способная фиксировать реальность точнее, чем кисть художника. И с этого началась новая эра в искусстве: акцент сместился с подражания к выражению субъективных впечатлений и эмоций, что и стало основой для импрессионизма и последующих художественных направлений.
Искусственный интеллект vs искусство
Современное искусство неразрывно связано с новыми технологиями. Одной из ключевых инноваций последних лет стало использование ИИ для создания произведений искусства. Но как определить, что из всего, что генерит нейронка, можно назвать именно искусством?
Простое использование ИИ для генерации изображений (например, с помощью программ вроде MidJourney или DALL-E) априори не делает эти изображения искусством. Настоящее искусство начинается там, где есть концепция, осмысленное использование медиума и творческая переработка данных.
Примеры искусства ИИ
Один из первых и наиболее известных примеров искусства, сгенерированного ИИ, — «Портрет Эдмонда де Белами», созданный в 2018 году французской студией Obvious и проданный на аукционе за 432 тысячи долларов. Этот портрет был сгенерирован на основе алгоритма, разработанного Робби Барратом. Тут же возник вопрос: кто автор этого произведения — разработчик алгоритма, студия, которая его использовала, или сама нейросеть?
Фото: «Портрет Эдмонда де Белами», сгенерированный ИИ
Робби Баррат считает, что секрет творчества нейросети кроется в ее же ошибках. Когда ИИ отклоняется от заданных параметров и создает что-то неожиданное, это можно считать творческим актом. Еще один известный художник, исследующий генеративное искусство, — Марио Клингеманн, некоторые из его работ также были представлены на крупных аукционах.
Обработка больших данных
Нейросети превосходят человека в обработке больших объемов данных. Турецкая студия Ouchhh создает инсталляции, используя данные, полученные с телескопов и научных исследований. Например, инсталляция Data Gate основана на данных с орбитального телескопа «Кеплер» и представляет собой их визуализацию, создавая уникальные и впечатляющие образы.
NASA data set sculpture by Ouchhh
Реставрация и аутентификация
ИИ также находит применение в реставрации и аутентификации произведений искусства. Например, для восстановления «Ночного дозора» Рембрандта использовались нейросети, которые помогли воспроизвести утраченные фрагменты картины.
Using technology to RESTORE disappeared KLIMT MASTERPIECES | Google Arts & Culture
Также с помощью нейросетей были восстановлены три «Факультетские картины» — «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» — Густава Климта, утраченные во время Второй мировой войны.
Фото: сотрудники музея устанавливают дополнительные панели с восстановленными фрагментами картины «Ночной дозор» Рембрандта, источник: RIJKSMUSEUM/REINIER GERRITSEN
Перспективы и вызовы
Использование нейросетей в искусстве вызывает немало вопросов. Некоторые справедливо опасаются, что ИИ может лишить художников работы.
Однако,большинство профессионалов сошлись во мнении, что о генеративном искусстве стоит говорить скорее как о дополнении к традиционным инструментам, расширяющем границы творчества. Ключевым аспектом здесь является осмысление и концепция, которые делают произведение искусства уникальным и значимым.
Современное искусство находится на пересечении технологий и творчества. Искусственный интеллект открывает новые горизонты, позволяя художникам исследовать и создавать то, что ранее казалось невозможным. Важно помнить, что, как и любая технология, ИИ — это инструмент, и его ценность зависит от того, как именно он используется.
Генеративное искусство — это не просто красивые картинки, а осмысленное и концептуальное творчество, отражающее нашу способность адаптироваться и использовать новые инструменты для самовыражения и исследования мира вокруг нас.
Фото обложки: «Воспоминание о прохожих», Марио Клингеманн