Преподаватели курса «Арт-директор в брендинге» Женя Журавлёва и Настасья Исаева поделились советами, которые помогут давать конструктивный фидбэк и находить мотивацию в обратной связи. Для этого они провели целое исследование: опросили 60 дизайнеров с разным опытом, поговорили с психологом и HR-специалистами.
Почему нам бывает плохо от критики
Конечно, неконструктивная критика деморализует и вызывает ощущение пустоты. Иногда кажется, что негативные комментарии к работе обесценивают наши старания. Если же фидбэк высказан в эмоциональной или даже оскорбительной форме, от него тем более не будет никакой пользы. Такая критика оставляет после себя лишь вязкое ощущение тишины и желание уволиться.
Получив негативный опыт, мы начинаем бояться обсуждать свою работу в любом ключе. В итоге, напрямую страдает результат: никакой проект не может продвигаться без оценки со стороны.
Все эти реакции так распространены, что кажется, будто по-другому не бывает. Но иногда даже отрицательная оценка мотивирует двигаться дальше. Что же делает критику конструктивной и полезной?
Зачем нужна обратная связь
Единственная цель фидбека — оптимально решить задачу. Поэтому любая реплика о работе должна касаться только проекта, а не личных качеств человека.
Обратная связь всегда решает одну из задач:
1. Поддержать. Подтвердить, что человек идет в нужном направлении.
2. Развить. Указать на мелкие недочеты и рассказать, как можно сделать работу лучше, что поможет укрепить навыки.
3. Скорректировать. Объяснить, что ситуацию нужно исправить, если что-то идет не так.
Как выглядит хороший фидбэк
Интонация имеет значение. Важно оставаться доброжелательным и помнить, что все наши слова вызывают эмоциональную реакцию у человека, который их услышит. Когда даешь фидбэк из позиции гнева, получаешь в ответ страх или агрессию. А вот готовность войти в положение другого укрепляет доверие, повышает мотивацию. Это выгодно всем. Пример бережного вопроса: «Мы можем обсудить, почему так вышло и как избежать этого в будущем?»
Главный секрет хорошего фидбэка — заботиться и давать, а не только критиковать и брать. Чтобы быть уверенным, что ваша критика адекватна ситуации, можно использовать один из фреймворков.
Фреймворк «Бутерброд»
Формула: похвала — критика — похвала. Самое важное — соблюдать пропорции бутерброда и всегда говорить только о работе. Вряд ли ситуации поможет, если вы скажете, что цвета на иллюстрации неудачные и эстетика олдскульная, зато дизайнер сегодня красиво одет.
Фреймворк BOFF
Последовательно опишите, что произошло, к чему это привело, что вы чувствуете и как можно исправить ситуацию в будущем.
Пример: «Ты сделал концепт, который не совсем отражает суть бренда, и клиент не считал метафору. Мне жаль, что так получилось. Предлагаю встретиться с командой и поштормить новые метафоры».
Фреймворк SOR
Пример: «Мы обычно начинаем работу с изучения бренд-стратегии. Мне кажется, ты недостаточно глубоко ее изучил. Концепт не совсем отражает идею бренда, давай поищем другие варианты решений».
Мотивирующая среда
11% опрошенных дизайнеров заявили, что в работе их мотивирует жесткая конкуренция и острая критика. 41% опрошенных считают, что лучше работают в мягкой среде, где о них заботятся, принимают все идеи, а рабочий коллектив становится подобием семьи.
Для большинства — 48% — идеалом оказалась золотая середина. Хотя напряженная обстановка на работе выматывает, мягкая среда тоже демотивирует и мешает развиваться. Важно понимать, что в рабочих процессах критика неизбежна.
Всегда хвалить — значит не давать человеку почвы для развития. В то же время, молчание — это вид токсичного фидбэка, который просто игнорирует работу коллег.
Как оценивать дизайн
Эстетические предпочтения индивидуальны, но существуют прозрачные критерии оценки, которыми пользуются арт-директора:
— попадание в бренд;
— ясность мысли;
— уникальность визуального решения;
— проработанность и качество исполнения.
Идеальный фидбек показывает дизайнеру, что его работу детально изучили, поэтому лучше высказывать оценку, отражающую несколько сторон проекта. Используйте в речи больше конкретики: это не только приятно для вашего коллеги, но и поможет вам в коллективной работе.
Любое сотрудничество — это диалог, который не сложится, если не выработать совместный словарь и не практиковаться в его использовании.
Учимся принимать фидбэк: чеклист
Когда нас что-то задевает, хочется отбросить мысли об этом подальше, и это естественный механизм защиты. Но игнорировать неудобные правки и комментарии в работе неэффективно. Избегание фидбэка ведет к рассинхрону команды, разрушает коммуникацию и, к тому же, неуважительно по отношению к вашему коллеге или клиенту, который потратил время обратную связь. Поэтому ответственность каждого взрослого человека — научиться принимать фидбек и корректно реагировать на него.
Важно учиться не вовлекаться эмоционально, когда приходит обратная связь. Фидбэк дают не для того, чтобы похвалить или поругать, а для того, чтобы оптимизировать работу.
Чтобы найти пользу даже в не самом приятной обратной связи, можно пройтись по чеклисту:
— Отделяйте личность от должности. Обратная связь на выполнение рабочих задач не характеризует личность. Можно быть хорошим человеком, но не справляться с обязанностями на работе.
— Используйте язык бизнеса. Отвечайте на комментарии в рамках делового этикета и описывайте ситуацию для себя с позиции сотрудничества.
— Различайте важное и второстепенное. Принимая обратную связь, нужно критически оценить, важна ли она для работы. Не каждое мнение полезно.
— Задавайте встречные вопросы. Они помогут разобраться, что нужно изменить в работе.
Самооценка и обратная связь
Несмотря на все описанные выше правила, любой фидбэк может быть воспринят по-разному двумя разными людьми. Реакция на критику напрямую зависит от самооценки человека.
Например, при заниженной самооценке правки отправляют дизайнера в воронку психотравм: вместо нейтральной просьбы переделать цветовое решение он слышит болезненный отголосок всех ситуаций, когда его отвергали и ругали. Если же самооценка завышена, человек просто не может поверить, что мнение других людей стоит учитывать. Оба варианта затрудняют работу и личное развитие.
Только адекватная самооценка — ощущение собственной ценности и принятие своего несовершенства — позволяет взаимодействовать с критикой напрямую. Когда мы не ищем в профессии ни пищи для своего эго, ни неизбежного провала, мы можем услышать в просьбе руководителя самое главное: информацию для продолжения работы.
Наша обязанность — следить за своей самооценкой, прибегая к самостоятельным упражнениям или помощи специалиста. Важно практиковать когнитивное разделение в работе: напоминать себе, что любые мысли и переживания — это просто набор слов в голове. Вы можете действовать независимо от эмоций, которые испытываете в моменте. Главное — не останавливаться, а продолжать путь к своей цели, будь то завершенный проект или что-то более масштабное, например, дипломная работа.
Как справиться с критикой
• получите похвалу на другом проекте или в другом отделе;
• вспомните что-то хорошее из своей профессиональной жизни;
• не забывайте, что ваша цель — решить задачу клиента, а не самовыразиться;
• переведите эмоции из головы в тело, займитесь физическими нагрузками, сделайте тренировку, потанцуйте или пройдитесь;
• напомните себе, что уровень толстокожести растет с годами;
• отделяйте себя от своего дела: вы — это не только ваша работа;
• решайте проблему, а не ругайте себя.
Если на работе вас критикуют в оскорбительном тоне, сформулируйте свои границы, лично обсудите ситуацию с коллегой или клиентом. Если это не помогает — обратитесь к HR-специалисту или руководителю. И помните, что грубость — это всегда проблема того, кто ее себе позволяет.
Навык работы с фидбэком — один из ключевых для руководителя. Этому, так же, как и навыкам концептуального мышления и продвижения личного бренда, можно научиться на программе Британки «Арт-директор в брендинге». Курс длится год и подходит опытным дизайнерам, которые хотят повысить свою экспертизу, укрепить портфолио фестивальными кейсами и вырасти до арт-директора