Как и чему мы решили учить современных Fashion-предпринимателей
«Усадить начинающего предпринимателя за учебную парту и заставить сделать объемное домашнее задание — задачка со звездочкой. Но я их прекрасно понимаю. Высокая степень перфекционизма, хочется быстрых результатов „здесь и сейчас“, такую экспресс-таблетку, которая сразу решит все бизнес-задачи и сделает бренд самым желанным для аудитории», — Вика Ромашова, руководитель факультета моды и стиля в Британской высшей школе дизайна.
У начинающих предпринимателей в индустрии моды в России есть еще и недавно появившаяся дополнительная стимуляция на скорость — импортозамещение. Мы слышим много классных историй о том, как взлетают бренды, как инфлюенсеры переходят на российские total-луки, открываются магазины в Столешке, заполняются опустевшие площади в торговых центрах. Новые места, новые возможности, — все это вдохновляет действовать быстро и применять чужие успешные методики. Но такой путь, к сожалению, работает не всегда.
Архив Британки
Эволюция программы
В Британке было несколько подходов к формированию учебной программы по бизнесу и маркетингу в Fashion.
«Изначально у нас была общая программа „Бизнес и маркетинг в Fashion“, и на этом курсе мы много лет скрещивали обе специальности в равных пропорциях, чтобы у студентов был максимально широкий набор инструментов. В последние 2 года в рамках этой программы мы сосредоточились на маркетинге. Это объясняется возросшей на рынке конкуренцией. Нам хотелось научить ребят создавать бренды со смыслом, делать виральный контент, отличаться от других. Мы выбрали классного куратора, большого специалиста в индустрии маркетинга и современного продакшена — Ольгу Симонову, а лидировать блок по бизнесу предложили основателю известного бренда. Обучение длилось 8 месяцев, 3-4 раза в неделю, в офлайн- и онлайн-формате. Преподавателями были действующие лидеры индустрии», — Вика Ромашова.
Студенты, которые были готовы усердно учиться, впитывать знания и применять их на практике, не пропускали занятия и были в контакте с преподавателями, смогли с нуля создать и запустить свои бренды одежды, а также углубиться в предпринимательском развитии:
«Бренд мы начали продумывать незадолго до моего поступления в Британку. Thehaosclo формировался параллельно с учебой. Программа дала мне основы в разных сферах: продвижение, финансы, съемки и построение бренда. И, конечно, целостное понимание, как все устроено в сфере fashion», — Саша Коваленко, выпускник программы и основатель бренда thehaosclo.
Первая коллекция бренда thehaosclo
Но были и те истории, кому программа кардинально не подошла. Об этом команда узнала по фидбэку, к которому в Британке всегда относятся серьезно.
«На защите были студенты, которые поняли, например, что не готовы открывать свои бренды в ближайшие годы — и это тоже результат. Для нас очень важна любая обратная связь. Факультет — это тоже своего рода стартап, живой организм, который растет и развивается вместе со своими клиентами-студентами. Поэтому мы приняли решение поменять подход к проектированию программы для fashion-предпринимателей и в следующем учебном году предлагаем абсолютно новый формат обучения», — Вика Ромашова.
Работа над ошибками
Чтобы понять, а что на самом деле «болит» у наших начинающих бизнес-оунеров команда провела серии индивидуальных консультаций со студентами, зафиксировали их точки роста и слабые места.
Например, никому не хочется делать таблички, но без них в бизнесе никуда. И к этому, к сожалению, мало кто из креативных лидеров готов.
«Финансовое планирование только звучит страшно. На деле это процесс такой же простой и необходимый, как и учет личных доходов и расходов.
Делать бизнес без финансового учета можно, но я бы не советовал. Прогнозирование движения денежных средств — одна из фундаментальных компетенций любого предпринимателя, который должен смотреть в будущее. Это необходимо, чтобы из состояния „живем сегодняшним днем“ перейти в состояние управления развитием проекта. Тогда предприниматель может понять, сколько денег уходит на маркетинг, на производство, какая доля его расходов справедлива, а какая — тянет весь проект вниз.
Однажды вам придется нанять бухгалтера или отдать эту задачу аутсорс. Собственник должен обладать хотя бы 60% базовых знаний по теме, чтобы понимать информацию и принимать взвешенные решения. Необязательно считать финансы самостоятельно, но понимать бенчмарки и зависимости, логику расчетов — нужно», — Денис Никифоров, куратор программы «Предпринимательство в fashion».
Помимо финансовой грамотности и быстрой реакции на изменения, важно учитывать и ценности студентов.
«Большинство запросов на консультации у студентов сейчас вообще коучинговые, даже если они сами этого не понимают. Приходят спросить про план продвижения, а получается, что мы разбираем, что мешает громче заявить о себе. Я считаю, что обучать бизнесу без правильного формулирования цели и точечной работы с установками почти невозможно. Иначе получается, что мы выдаем студенту инструменты, которыми он еще сам не готов воспользоваться», — Вика Ромашова.
Когда не быстро и сразу, месяц тянется год. То, что команда Британки точно понимает про своих студентов-предпринимателей: их время стоит очень дорого. Поэтому они не всегда готовы тратить его на офлайн-учебу, дорогу до университета и домашние задания.
Архив Британки
Как теперь?
У прежней программы две преемницы: Предпринимательство в Fashion и Стратегии и креатив в маркетинге. В каждую добавлены новые блоки и уникальные форматы, которые помогут прокачаться в конкретной области. Например, студентов-маркетологов ждет модуль по спецпроектам, а предпринимателей — питчинг бизнес-плана перед потенциальными инвесторами.
«Выпускная работа — это оцифрованная стратегия проекта, которую студенты будут защищать перед группой потенциальных инвесторов — людей, заинтересованных в fashion-проектах на ранней стадии. Каждый студент нашего курса сможет потенциально найти финансирование для своего проекта, а также получить опыт участия в реальной питчинг-сессии», — Денис Никифоров.
Архив Британки
Предприниматели будут учиться в новом гибком формате с очными трехдневными спринтами и онлайн-семинарами. Это сделает учебу более доступной и эффективной в условиях ограниченного времени у студентов. А еще на программу теперь могут поступать предприниматели из разных регионов России, не только из Москвы. Приезжать на занятия в корпусе Британки нужно будет только один раз в месяц.
Команда сохранила экспериментальный учебный формат, который полюбили студенты прошлого потока: бизнес-консультации. У студентов теперь есть возможность в рамках учебы взять консультацию у куратора Дениса Никифорова — человека с огромным опытом в разных fashion-проектах, от Pangaia до Nike. Ментор будет разбирать индивидуальные запросы студентов и поддержит в момент сомнений.
«Главная ценность программы — все выводы и рекомендации сделаны на основе реальной практики. У меня были не только успешные результаты — в малом и среднем бизнесе, в корпорациях, как у наемного сотрудника и как у собственника — но и провалы, которые даже гораздо важнее успехов, потому что они позволят избежать моих ошибок.
Я буду вкладывать всю свою энергию, начиная с момента собеседования — я лично собеседую каждого, кто оставляет заявку, чтобы понять, как мы можем помочь ему или ей. Несмотря на общую канву обучения, наша цель — чтобы каждый из участников получил именно тот апгрейд, который ему необходим. Мы не только подтягиваем знания и даем рабочие инструменты, но и расширяем круг знакомств в индустрии, а также помогаем составить рабочую стратегию развития бизнеса на ближайшие два-три года», — Денис Никифоров.
«Еще мы интегрировали в образовательный опыт студентов совместные беговые марафоны, встречи по рефлексии бизнес-завтраки, нетворкинг в баре. Каждый примерит на себя роль предпринимателя и почувствует, как важно находится в кругу единомышленников, пользоваться поддержкой и заниматься спортом», — Вика Ромашова.