Михаил Шеттлер, куратор программ «Основы графического дизайна» и «Графический дизайн. Продвинутый курс»
Усталость от генеративного дизайна, искренняя глокальность и зумеры
«С развитием нейросетей и их проникновением в контент возникает пресыщение аудитории искусственно созданными изображениями и текстами. Обычный человек уже чувствует разницу между генерацией и аутентичной работой. Возникает своеобразная инфляция, когда ценность работы снижается, если в ней используются нейросети. Теперь это регулярный рабочий инструмент, который должен быть в обиходе у каждого специалиста, но который не стоит выпячивать без необходимости. Так, я проверил этот текст через ChatGPT и поправил часть формулировок, чтобы сделать свои мысли более четкими — но при этом варианты рерайта текста выглядели слишком очевидно написанными нейросетью.
Еще одна тенденция — искренняя глокальность. Это не свежий тренд, но тенденция исследования собственной культурной идентичности будет продолжаться. Мир не идеален и никогда не будет идеальным. То, что подходит для одной культуры, не работает в других условиях. Из-за этого мы начинаем обращаться к нашему прошлому, вытягивая из него кусочки дизайн-решений, которые хорошо ложатся на наш менталитет. Здесь важно стараться делать не как все, идти наперекор глобальной унификации и не бояться.
2025 будет годом, в котором родится последний представитель поколения Альфа. Что это означает для нас — что поколение зумеров вступает в игру, ведь у них все больше знаний, опыта и денег, чтобы определять, в какую сторону будет развиваться культура и общество. Причем определять с точки зрения потребителей, и поэтому нам нужно уметь понимать систему ценностей и мировоззрение этого поколения, чтобы дизайн находил отклик у них. Культурная система ценностей формируется в возрасте 14–20 лет и остается с нами на всю жизнь. Ядро фокуса для изучения эмоциональных якорей поколения зумеров — что-то в районе 2012–2014 годов. Что именно это будет — ответ за вами».
Павел Борейко, куратор программы «Моушн-дизайн»
Развитие нейросетей
«Как бы пошло это уже ни звучало, я буду внимательно следить за развитием генеративных нейроинструментов. Только за прошедший год в моей студии нейронки прошли путь от сомнительных экспериментов до уже почти незаменимого инструмента производства. Нейронки кратно ускорили отдельные сегменты пайплайна. Благодаря этому за 2024 год мы сделали несколько проектов, в том числе крупных, за которые еще год назад бы просто не взялись, — они требовали слишком больших ресурсов и бюджетов.
Я давно в профессии, очень давно, и застал несколько подобных технологических революций — от появления первых доступных широкой аудитории профессиональных графических и 3D-редакторов, которые можно было установить на домашний компьютер, до появления цифровой фото- и видеосъемки. Хорошо помню, как сильно это изменило подходы в дизайне и повлияло на профессиональный ландшафт. Есть стойкое ощущение, что эффект от нейронок в перспективе ближайших пары лет может превзойти все, что я видел до этого, и будет сопоставим с началом использования компьютеров в дизайне в принципе.
У этого процесса есть цена: нас ждет цунами дешевого и некачественного нейроконтента. Это тоже тренд, который уже можно наблюдать. Но со временем его качество будет расти, а профессионалы будут искать все новые и новые способы выделиться на этом фоне. Вот это мне очень интересно. Как мы войдем в эту новую эпоху? С какой картинкой? С какими услугами и продуктами?»
Илья Кожин, куратор программы «Моушн-дизайн»
Снижение порога входа в профессию
«Посмотрим, какой скачок в следующем году сделают нейронки. Вряд ли они заменят человеческий взгляд на вещи, но как вспомогательный инструмент будут совершенствоваться. Думаю, что моушн-дизайн станет доступнее, порог входа в профессию снизится.
Что касается трендов в стилях, мне и самому интересно, что нас ждет, — сохранится ли спрос на сложный Microsoft Design или появится что-то новое. Хотелось бы увидеть больше сочетания 2D и 3D, больший упор на креатив, нежели на сложность композиции и наполнение частицами».
Ксения Александрова, преподаватель программ «Графический дизайн. Продвинутый курс» и «Современная айдентика»
Крафт и ручной труд
«На мой взгляд, все устали от однотипных 3D-иллюстраций и минимализма. Людям хочется чего-то настоящего и эмоционального. Поэтому сейчас маятник качнулся в сторону крафта: печатные техники, сет-дизайн вместо стоковых иллюстраций и фотографий, более сложные композиционные решения, необычные шрифтовые сочетания.
Даже иллюстрации и фотостиль в айдентике крупных корпоративных брендов становятся более „живыми“. Такая тенденция мне нравится — она позволяет сделать бренд уникальным, подчеркнуть его характер и создать более сильную эмоциональную связь с целевой аудиторией».
Алексей Макрушин, преподаватель программы «Мультимедиа-дизайн»
Прозрачность, AI-рассказчики и кинетические инсталляции
«Как говорил Стив Джобс, технологии переживают весну, лето, осень и зиму. Инженеры определяют, какие из технологий сегодня в расцвете и какие шансы у них закрепиться в традиции.
В наступающем году я делаю ставку на прозрачность: OLED-дисплеи и прозрачные LED-пленки. Последние примеры с показателями яркости и контрастности впечатляют. Дизайнеры и инженеры проектируют Transparent-LED с архитектурными интерьерами и стеклами, а OLED-дисплеи — визуально легкий слой для вывода интерфейса, контента и графики. Прозрачность создает новый опыт и ощущения в сравнении с традиционными решениями.
Всевозможные GPT-модели подтолкнули вектор на применение AI-решений в мультимедиа-мире. Это, например, цифровые гиды и рассказчики, которые помогают построить личный маршрут по экспозиции. Уже сегодня у нас есть такие решения: на входе в экспозицию вы получаете цифровой гид, выбираете уровень сложности и продолжительность просмотра экспозиции, и гид строит личный маршрут по инсталляциям экспозиции. Гид хранит слой контента, который углубляет в предмет еще больше.
Вместе заглянем вперед: после релиза потребительской модели Apple Vision Pro мы в студии хотим в 2028 реализовать полноценного AI-рассказчика в AR для инсталляций.
Инженеры моей студии сделали не менее 5 кинетических инсталляций за последние два года — складывается ощущение, что запрос на кинетику есть в каждом брифе. Кинетические инсталляции заимствуют технологии для экспериментального применения в разных областях дизайна. Поэтому изучать и выбирать можно из всего, что доступно на планете».
Катя Тюхай, куратор программы «UX/UI-дизайн»
Персонализированный дизайн, который подстраивается под конкретного пользователя
«С ростом VR/AR- и AI-технологий коммуникационный дизайн будет ориентироваться на создание гибридных мультиплатформенных форматов и интерфейсов, тонко реагирующих на предпочтения аудитории. В тренде будет еще более точная персонализации контента с опорой на поведение пользователей. Станет больше проектов с использованием генеративный и динамичный дизайн, который адаптируется под действия пользователей в реальном времени.
Искусственный интеллект будет генерировать еще больше контента и рекомендаций вместо людей, а также создавать дизайн на основе данных. Взаимодействие с потребителем в цифровом пространстве станет более многосторонним — через голосовые интерфейсы, жесты и биометрию».
Варя Щука, куратор программы «3D-иллюстрация» и преподаватель программы «Иллюстрация»
Мультидисциплинарные эксперименты
«Понимаю, что могу звучать неожиданно, но мои личные интересы и предпочтения сейчас развиваются в поле, где отсутствует даже намек на исполнение нейросетью. После нескольких лет работы с 3D приходит некоторое утомление от всего цифрового и хочется идти в другую сторону.
Мне интересно усиливать привычное 3D смешением с другими медиумами: фотографией, скульптурой, видео, живописью. В общем, со всем, что можно совместить с 3D во имя рождения новых форм и интонаций. У таких экспериментов много точек применения — от художественных практик до коммерческих работ.
Парадоксальным образом во время молниеносного развития технологий опытный зритель при взаимодействии с произведениями нейросети стал обесценивать их и все, что похоже на них. Генеративный контент ассоциируется с дешевым и доступным продуктом. Ловушка в том, что 3D часто похоже на то, что производит нейросеть, и может оказывать похожий эффект. Учитывая этот контекст, не отказываемся от любимого 3D-искусства, а ищем способы дополнить его жизнью и авторскими смыслами».
Артем Орлов, куратор программы «Буткэмп по разработе продукта для дизайнеров»
Узкоспециализированные ассистенты, управление генерацией контента и low-code/no-code платформы для быстрой разработки продуктов
«ChatGPT останется лидером среди коммерческих и open-source языковых моделей, но он не решает все задачи из-за проблем с информационной безопасностью (нельзя развернуть локально) и отсутствия модификации данных (модель не учитывает специфику индустрии). Решением могут стать GigaChat, YandexGPT или open-source модели (Llama, Qwen, Mistral), которые дообучают на собственных датасетах.
Тренд сместился в сторону узкоспециализированных AI-ассистентов, например, для путешествий, финансов или развлечений. Для решения конкретной задачи можно использовать несколько ассистентов, которые будут пользоваться разными языковыми моделями, чтобы наиболее оптимально решить запрос пользователя. Сегодня важный вызов для AI-индустрии — создание более эмпатичных ассистентов, похожих на людей.
Генерация изображений с помощью нейросетей уже стала обыденностью. В настоящее время интерес представляет не столько сами модели, сколько инструменты для пользователя, позволяющие управлять процессом генерации — Adobe, Runway, InvokeAI. Важный тренд — ControlNet’ы: текстовых промптов часто недостаточно, поэтому используются эскизы и референсы. Основной фокус — уменьшение галлюцинаций и улучшение интерфейсов.
Low-code/no-code подходы снижают порог входа в разработку и ускоряют вывод продуктов на рынок. Для базовых задач (интеграция API, автоматизация) программисты не требуются, благодаря Zapier, N8n, Webflow и Akola. Инструменты подходят для создания MVP, но для сложных систем их недостаточно. Будущее — за гибридными профессиями (продакт-менеджер + аналитик + дизайнер + разработчик), что усилит разрыв между новыми и устаревающими продуктами».
Мила Селенина, преподаватель программы «Графический дизайн. Продвинутый курс»
Динамическая типографика и ретрофутуризм
«Мне кажется, что в 2025 году подходы в коммуникационном дизайне будут как никогда поляризованы. С одной стороны, искусственный интеллект продолжит предвосхищать наши ожидания: динамическая типографика и дизайн, который „живет“ и реагирует на взаимодействие с аудиторией, задают новые стандарты. Генеративный подход и кинетическая графика открывают новые горизонты визуальной коммуникации.
С другой стороны, мы будем наблюдать стремление к человеческому и рукотворному. Это ретрофутуризм, который смешивает ностальгию с мечтами о будущем, или ручные решения, подчеркивающие теплоту несовершенства.
Нас ждет увлекательный процесс поиска баланса между этими двумя полюсами. Умение сочетать технологически виртуозные решения с человеческой уникальностью — пожалуй, главный навык дизайнера будущего».