Василиса Филатова: Лабиринт и музыка (ловушки для блуждающего внимания)

Дополнительная информация о мероприятии

Дата и время

Место проведения

Московская архитектурная школа МАРШ

Регистрация закрыта

Основная информация о мероприятии

1 / 1

Cоциальный антрополог, аспирант Института этнологии и антропологии РАН, музыкант Василиса Филатова во время своей лекции в МАРШ предлагает посмотреть на лабиринты как на специфические пространственные и архитектурные формы, которые, как и музыкальные произведения, требуют фокусировки внимания и постигаются в течение определенного промежутка времени.

Лабиринт – это ритмическая структура, которая организует зримое пространство таким образом, что мгновенное распознавание и понимание свойств этого пространства оказывается невозможным. Лабиринт требует времени, внимания и послушного движения: он хранит в себе тайну, зазывает побыть в тайне, отдаться неопределённости или вступить с ней в битву.

При желании можно найти немало музыкальных сочинений, названных «лабиринтами». Особенно много таких примеров в музыке XVII-XVIII веков и второй половины XX века: пьеса «Лабиринт» Б.Марчелло, «Маленький гармонический лабиринт» И.С.Баха, чакона «Лабиринт» М.Марэ, а затем - «Лабиринт No.3» Лу Харрисона, балет «Лабиринты» А.Шнитке, «Лабиринт в ре-мажоре» Д.Куртага и мн. др. Пьер Булез сравнивал с лабиринтом сам процесс сочинения музыки...

Безусловно, «лабиринт» – притягательный образ и красивая метафора для всего, что хитро устроено и трудно воспроизводимо. Однако, лабиринт – это не только слово, но и особый тип графических и архитектурных объектов, а также принцип движения в пространстве. Изображения и конструкции, схожие с «классическим критским» лабиринтом, найдены археологами и антропологами в местах и культурах крайне далёких друг от друга. Среди них — геоглифы и петроглифы в Южной Америке, Индии, Африке и Южной Европе, каменные выкладки на Севере Европы, Азии и на Новой Земле, колам, татуировки в Южной Индии и рисунки на песке на острове Вануату, Меланезия.

Лабиринт обретает различные формы и значения, но неизменным остаётся одно его базовое свойство — парадоксальная темпоральность. Лабиринт статичен, но не поддаётся обыкновенному зрительному «схватыванию», а вместо этого затягивает в длительное следование линии/пути. Структура лабиринта играет с человеческим восприятием, стирая различие между пространством и временем.

Василиса Филатова — музыкант, социальный антрополог, аспирант Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Лекция «Лабиринт и музыка (ловушки для блуждающего внимания)» состоится 30 января в 19:30 в Архитектурной школе МАРШ в рамках цикла «Пространство музыки и время архитектуры».
Вход по регистрации.


Ближайшие события

20
апреля 2024
Сб
Начало в 12:00
Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая 10, корпус 3, этаж 5, Аудитория 3/5-11
21
апреля 2024
Вс
Необходима регистрация
Начало в 14:00
Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10с3, 5 этаж, аудитория 3.5/11
Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами для анализа событий на нашем веб‑сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения смотрите в нашей Политике конфиденциальности.
×