— Какие из технологических изменений вдохновляют вас больше всего и почему?
— Больше всего меня вдохновляют технологии, которые мы воспринимаем как данность или вовсе не замечаем, в то время как они постепенно меняют всю нашу жизнь. К примеру, лет двадцать назад состояния самого богатого человека в мире не хватило бы, чтобы купить смартфон, который сегодня расходится миллионными партиями.
В моем списке самых вдохновляющих технологий микроэлектроника, цифровая связь и генная инженерия.
— Какие технологии, мало представленные сегодня, станут частью повседневной жизни уже через 3-5 лет?
— Вы выбрали для вопроса самый интересный временно́й горизонт.
Большинство высокотехнологичных компаний имеют публичные планы выпуска новых продуктов примерно на три года. Так что узнать, что нас ожидает через год, два, или три очень просто. Об этом пишут корпоративные сайты, об этом говорят на индустриальных выставках и конференциях.
Труднее сказать, что будет через десять лет или позже. Технологии и продукты, которые станут массовыми в тридцатые годы будут во многом основаны на результатах сегодняшних фундаментальных научных исследований, которые, как правило, ведут ученые, руководствующиеся своей любознательностью и мало озабоченные применениями. Нужно очень сильное воображение, чтобы угадать в какие товары массового спроса воплотятся сегодняшние статьи в научных журналах. Впрочем, за неточности в таком долгосрочном прогнозе вас никто сильно не осудит.
А вот в промежутке 3-10 лет лежат самые интересные прикладные работы. От них прямо зависит, кто станет лидером рынка через три, пять или десять лет, и как все мы будем жить в следующем десятилетии. Поэтому не стоит рассчитывать, что перед вами раскроют все карты.
Из тех технологий, о которых можно говорить с достаточной степенью определенности, я бы выделил:
- Скоростная мобильная связь 5G и затем 6G. Это, вероятно, важнейшие технологии на горизонте 3-10 лет. Качество жизни будет в следующем десятилетии определяться в первую очередь скоростью доступа к информации. Регионы будут делиться на процветающие и отстающие в основном по уровню проникновения 5G. Надеюсь, в не таком уж далеком будущем высокоскоростной связью будут охвачено всё человечество.
- Большие модели искусственного интеллекта. Пока мы, в основном, играли с маленькими моделями, которые мог настроить «на коленках» любой грамотный энтузиаст. Уже они показали свою силу в самых разных областях — от ретуши фотографий до автоматического перевода. Что же говорить о моделях, создание которых требует напряжения крупных коллективов, ресурсов облачных суперкомпьютеров, и бюджетов в сотни миллионов или миллиард долларов?
Предвестником, иногда восхищенным, иногда пугающим и всегда завораживающим, нового поколения ИИ служит известная модель работы с текстом GPT-3. В будущем такие интеллектуальные модели станут доступны всем как сервис из облака.
Интернет вещей и цифровые двойники. Контроллеры становятся все дешевле и миниатюрнее. Никого больше не удивишь сетью из миллиона датчиков. Можно придумать им множество захватывающих применений, встраивая в одежду, транспорт, здания, деревья… О преимуществах и недостатках такой «интеллектуализации» окружающей среды прекрасно написал Станислав Лем в повести «Осмотр на месте», одном из лучших примеров художественного долгосрочного прогноза.
- Дополненная реальность. Ну должна же она, наконец, стать массовым продуктом. Кажется, пандемия подтолкнула разработки всех технологий общения, и именно в таком качестве видится сегодня будущее таких устройств.
- Квантовые технологии. До создания коммерческих квантовых компьютеров еще довольно далеко, но уже есть квантовые телефоны, квантовая криптография, квантовые сенсоры, и, да, квантовые компьютеры для школ. Все еще не могу вполне представить, как вторая квантовая революция повлияет на нашу повседневную жизнь, но уже сами термины, которыми оперируют ее участники, будоражат воображение: «клонирование», «телепортация», «нелокальность» и пр.
- Прямой интерфейс мозг-компьютер. Достижения Neuralink по вживлению микроэлектродов в мозг впечатляют. Не думаю, что через пять или десять мы будем использовать что-то подобное для управления экскаватором или обучения иностранным языкам, но миллионы людей, которые сегодня не могут двигаться или не видят, получат надежду на излечение.
- Редактирование генома на основе CRISP. Поразительно, но в последние годы ученые нашли способы разрезать гены в заданных местах, вставлять нужные участки и пересобирать их заново. Применения в медицине и сельском хозяйстве просто не перечислить. Меня как компьютерщика больше всего впечатляет создание специальных языков программирования генов, очень похожих на наши традиционные языки программирования. Через 5-10 лет они будут широко распространены. И CRISPR-хакатоны станут такой же обыденностью, как AI хакатоны сегодня.
Высокотехнологичное сельское хозяйство, возобновляемые источники энергии и защита окружающей среды. Мы как-то не заметили, что на памяти нашего поколения произошла третья продовольственная революция. После появления культурных злаков и животноводства (и то и другое случилось многие тысячи лет назад) человечество освоило аквакультуры. Сегодня рыбы выращивается в мире уже больше, чем мяса. Еще тридцать лет назад это было невозможно вообразить. Это было бы невозможно без современных технологий от Интернета вещей до генетики. Другие отрасли сельского хозяйства из самых консервативных тоже внезапно стали самыми инновационными. Думаю, что через пять лет высокотехнологичные фермы и теплицы будет считаться самыми выдающимися произведениями инженерной мысли, потеснив в этом качестве корабли, самолеты и ракеты. Среди бонусов такого подхода — интересная работа, высокая эффективности, низкая энергоемкость. Ну и, надеюсь, решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе.
Что объединяет эти новые технологии? Креативность. Они расширяют наши возможности — мы все всё реже будем выступать исполнителями, и всё чаще — творцами.
— При активном использовании AI в разработке дизайна, как будет меняться роль современного дизайнера?
— Нужно быть дизайнером, чтобы придумать все способы использования AI в этой профессии. Но несколько я все-таки смогу назвать.
AI драматически увеличивает силу наших инструментов — с ним можно успеть больше. Кроме того, AI придает им некоторую степень автономности. В старину мастера давали имена своим любимым инструментам — пора вернуть эту традицию.
С одной стороны AI системы обладают способностью генерировать образы и решения, которые мы, возможно, воспримем как оригинальные, эстетичные и естественные. С другой, AI уже превосходит нас в поиске аналогов и выявлении ассоциаций — он очень поможет в проверке решения на новизну.
Первое поколение инструментов дизайна с элементами AI фокусировалось на помощи в создании оригинальных компонентов и улучшении решений на основе кросс-дисциплинарного опыта. К примеру, заметными достижениями стали эргономичный дизайн инженерных конструкций и оригинальные эскизы мебели.
Уже сегодня в среде дизайнеров все большее распространение получают системы второго поколения. Они основаны на обучении с подкреплением. Такие инструменты представляют собой комбинацию традиционных систем автоматизированного конструирования и систем имитации физического мира с управляющим модулем на основе AI и радикально ускоряют не только испытания разрабатываемых решений, но и их постепенное улучшение. К этому классу, например, относится Microsoft BonsAI.
Следующее поколение инструментов, и они уже есть в прототипах, поместит дизайнера в создаваемый им мир. Для этого будут использоваться средства AI, дополненной реальности и движки компьютерных игр. Представьте себе, что вы проектируете новый городской квартал, а инструмент населяет его горожанами, имеющими собственные реалистичные планы на жизнь — успеть на работу и забрать ребенка из детского сада, пойти в театр в воскресенье, не тратить слишком много времени в магазинах, иметь хороший вид из окна и удобную парковку, без опаски гулять вечерами и пр. Вы сможете пригласить коллег или, скажем, вашего заказчика, пройтись по улицам города, пообщаться с его жителями, а заодно, получить исчерпывающую статистику о транспортных потоках, потребности в социальной структуре, степени будущей удовлетворённости жителей, полученную методами имитационного моделирования.
И это только начало.