Рассказывает куратор интенсива «Market dev x Product dev x Custdev». Читайте советы в статье и приходите на новый поток 25 марта — учиться анализировать рынок, выявлять потребности пользователей и создавать ценностное предложение.
Голубой океан vs алый океан
Алый океан — это рынок, который переполнен конкурентами. Чтобы выжить, бизнес должен бороться — иногда довольно жёсткими методами.
Голубой океан — новый рынок, на котором пока нет акул бизнеса.
Стратегия голубого океана предполагает, что вы не пытаетесь обогнать конкурентов, а создаёте свой рынок, где их нет. Для этого нужно придумать что-то особенное — грамотно отстроиться от всех остальных в отрасли с помощью УТП.
Представим, что вы с друзьями-меломанами придумали музыкальное приложение.
Ему непросто тягаться с iTunes и Яндекс.Музыкой. У стартапа появится шанс, если у приложения будет какая-то уникальная функция. Например, ноты и подсказки, как сыграть композицию на фортепиано или гитаре, или возможность отследить, какая музыка повышает продуктивность конкретного пользователя.
Создателю голубого океана нужно стать предсказателем будущего. Он фокусируется на новом: находит идеи, которые отличаются от привычных, и проверяет свои гипотезы в цикле Customer Development.
Создаём голубой океан: 5 советов
1. Ищите возможности на рынке
- Задумайтесь над дополнительными услугами. Они повышают ценность вашего предложения.
- Посмотрите на цепочку покупателей. Иногда продуктом пользуется не тот, кто его покупает.
- Предсказывайте будущее. Подумайте, какие функции будут нужны пользователю через 3 года? А через 5 лет?
- Добавьте эмоциональную привлекательность.
2. Ориентируйтесь на ценности, а не на цифры
Когда сравниваете себя с конкурентами, смотрите не на показатели, а на ценностные предложения. Если они похожи, вы сможете влиять на пользователя только маркетингом. А значит, окажетесь в алом океане.
Если ваши конкуренты делают ставку на богатый ассортимент музыки, их ценность — выбор. Вы можете сфокусироваться на чём-то другом — например, на возможности слушать музыку без Интернета. Ваша ценность — доступность.
3. Заинтересуйте тех, кто ещё не пользовался продуктом
Если в вашем приложении есть возможность почитать о том, как создавались те или иные композиции, вашими новыми пользователями могут стать люди, которые интересуются историей музыки.
4. Проверьте свою идею на жизнеспособность
- Функции, которые вы разработали, действительно нужны потребителю?
- Готов ли клиент за них платить? Если да, то сколько?
- Получится ли продавать продукт по целевой себестоимости?
Ответы на часть вопросов можно получить с помощью пользовательских интервью.
5. Позаботьтесь о команде
Продумайте, как будете воплощать идею. Чтобы стратегия имела успех, нужна поддержка команды. Важно обсудить с сотрудниками результаты, которых вы хотите достичь, быть готовым отвечать на вопросы и вносить изменения в стратегию.