10 июня в Сочи в рамках 27-го Российского открытого кинофестиваля «Кинотавр» состоялся питчинг проектов студентов киношкол, на котором МШК представляла выпускница курса Сценарное мастерство Юлия Идлис и ее проект «Затон». Несмотря на то, что проект не стал победителем, участие в питчинге стало для Идлис очень важным опытом, которым она согласилась поделиться:
«Сценаристу очень трудно готовиться к питчингу. Традиции собственно сценарных питчингов в России практически нет. То, к чему все привыкли, - это питчинги продюсерские, когда на суд жюри представляют более или менее собранные и готовые проекты, у которых помимо самой истории (то есть сценария) есть команда во главе с продюсером, частичное финансирование, отснятый материал, локации, пробы, тизеры и т.п. А у сценариста, который представляет свой проект в одиночку, ничего этого нет – есть только «голая» история.
Рассказать суть уже написанного сценария за две минуты так, чтобы кто-то что-то понял и заинтересовался, - ужасно трудная задача, требующая отдельного навыка. Лев Толстой точно не справился бы со сценарным питчингом, потому что, как известно, «чтобы понять, о чем "Анна Каренина", надо прочесть "Анну Каренину"». Сценарист, как и писатель, настолько погружен в материал, что все в нем, каждая сцена и каждый поворот сюжета, кажется страшно важным. Для сценариста питчинг неизбежно превращается в долгий и подробный пересказ всего, что происходит в сценарии, а жюри засыпает уже на второй минуте.
Пересказывать сюжет – ошибка. Но и не пересказывать нельзя. Продюсерам, сидящим в жюри и в зале, надо представить товар лицом, а не интриговать их обещаниями. Надо рассказать завязку действия, основные сюжетные повороты, кульминацию и обязательно развязку. Над этим мы с режиссером моего проекта «Затон» Гамлетом Дульяном бились долго: нам казалось, что финал, в котором происходит главный сюжетный поворот, ни в коем случае нельзя раскрывать. Но куратор Рынка проектов Анна Гудкова во время предварительного инструктажа сказала, что это одна из самых частых и больших ошибок на питчинге. Рассказать сюжет без финала – все равно что продать покупателю половину помидора с обещанием принести вторую половину завтра. Покупателя это разочаровывает и злит.
Не стоит делать длинные презентации с множеством слайдов: это отвлекает и от истории, и от человека, который ее представляет. Жюри и аудитория оценивает не только саму историю, но и ее автора: можно ли с ним сотрудничать? В том числе на других проектах, если этот конкретный почему-то не нравится? Точно так же не надо «прятаться» за хорошо сделанными видеороликами, тизерами и прочими техническими штуками. Главное, на что смотрит жюри, - это человек, который представляет проект. Насколько он профессионален; насколько он вовлечен в собственный проект; насколько хорошо он понимает, что ему нужно. И если продюсер посмотрит прекрасный ролик на пять минут, но не получит возможности послушать человека, который его сделал, то продюсер просто посмотрит пятиминутный ролик, и все. Таких роликов он видит десятки в день и тут же забывает. А вот человек – если он хорошо выступил – не забывается».
«В целом из опыта своего участия в Рынке проектов «Кинотавра» я вынесла следующие рекомендации:
1. Нужна лаконичная краткая презентация, в которой каждый слайд несет новую информацию, а всего этих слайдов – не больше десяти. Не надо повторять словами то, что изображено на слайде! Это как в кино: реплики героя не должны дублировать видеоряд, они должны его дополнять.
2. Чем меньше на слайдах текста, тем лучше. А лучше всего, если текста – кроме названия проекта – там вообще нет. Жюри не может одновременно слушать вас и читать то, что написано на слайдах. Никто этого не может, и вы не сможете, если окажетесь в жюри или в аудитории питчинга. Вот увидите.
3. Пересказ сюжета не должен занимать больше двух минут. В это время нужно уложить весь сюжет целиком, обязательно вместе с финалом.
4. Видеоролик – не замена выступающему, а дополнение. Неправильно думать, что можно просто снять красивый тизер, и он сам продаст ваш проект за вас. Продать проект можете только вы, его автор.
5. Не нужно спорить с жюри, защищаться и разъяснять, что вы имели в виду. Если к вашему сюжету возникли вопросы – это хорошо. Во-первых, вопросы – признак интереса со стороны аудитории, а во-вторых, эти вопросы помогают вам посмотреть на вашу историю по-новому, и, может быть, что-то в ней поправить. Ваша готовность принять критику и подумать над ней говорит продюсерам о том, что с вами можно работать: вы не будете упираться рогами в каждую сцену своего сценария и швыряться стульями, получая редакторские правки.
6. Ни в коем случае не нужно во время выступления читать свой текст с бумажки или с компьютера. Его нужно выучить наизусть. Прямой разговор с аудиторией всегда выглядит более искренно и убедительно, чем чтение заранее написанного текста, даже очень хорошего.
7. Представление своего проекта на суд жюри – это всегда огромный стресс. Волноваться – нормально. Мечтать о том, чтобы это все поскорее закончилось, - тоже нормально. Сжать зубы и работать над собой и своей презентацией до победного – очень хорошо».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Сценарий выпускницы МШК — в питчинге "Кинотавра"»