17 ноября в Российской Академии Художеств прошла научно-творческая конференция, объединившая художников кино, руководителей художественных вузов и ведущих преподавателей данного направления. О том, как изменилась профессия художника в кино за последние годы, и что требуется от ее представителя сегодня, рассказал куратор курса "Художественная постановка" МШК, вице-президент Гильдии художников кино и ТВ СК РФ Аддис Гаджиев.
Инновационные методы в работе художника кино и ТВ в современной индустрии
1. Из истории.
Рассуждая о кинофильме, мы часто говорим о характерах, выведенных на экране, восхищаемся актерской игрой. Между тем кинематографический образ создается не только актером (хотя ему в этом принадлежит огромная роль), но также и другими постановщиками фильма. Так, если актер создает на экране образ человека, то художник творит образную среду действия — многообразный предметный мир, в котором действуют герои.
Понятие «образная среда действия» сложилось в кинематографе не сразу. Местами первых съемок были улица, садик, парк. Лишь с появлением игрового кинематографа, с приходом в кино актеров появилась необходимость создавать фон действия, соответствующий сюжету. Потребовался художник, которому стали заказывать специальную декорацию — задник. Задники, писанные на холсте красками, натягивались на раму и условно указывали на место действия — деревенскую избу, замок, подводное царство (например, фильм «Русалка», 1910, режиссер В. М. Гончаров).Художникам тогда отводилось скромная роль.
Постепенно с развитием киноязыка декорации становились объемными, пространственными. Это позволило менять точки съемки и сделать шаг к освоению монтажа. Появились мебель, реквизит, различные детали быта. Роль художника в съемочном процессе повысилась.
Первые художники кино (а многие пришли из театра: В. В. Баллюзек, Ч. Г. Сабинский , С. В. Козловский, В. Е. Егоров и др.) на ранней стадии развития кино поняли, что среда действия — важнейший элемент образной структуры фильма. Они искали не только правдоподобия, наполняя пространство бытовыми деталями, мебелью, реквизитом, но и точно характеризовали место и время действия, социальную и национальную принадлежность героев, особенности их привычек и вкусов. Но что самое главное — декорация или натура была осмыслена как возможность создать эмоциональную атмосферу действия, настроение события.
2. Изменение роли художника на протяжении всего времени существования кинематографа.
Попробуем перебросить мост, связующий первых специалистов кино-декорационной области и современных художников кино и театра, и проанализировать отличия современного кинодекорационного искусства. В современном кинематографе художник не только создатель декораций. Это один из авторов идейно-художественного замысла фильма. После прочтения и анализа сценария и обсуждения его с режиссером и оператором художник создает в подготовительном периоде серию эскизов. В них определяются стилистические особенности будущего фильма, его изобразительный и колористический строй, соответствующие жанру произведения. Это помогает участникам съемочной группы прийти к единому ви́дению событий и образов. Эскизы и презентация в электронном виде художника становятся изобразительной основой, отправной точкой для создания декораций, выбора натурных объектов, а также для поиска решений мизансцен и световых эффектов.
Изменения произошли незаметно, с течением научно-технического прогресса, с внедрением в кино современных технологий. И если первые художники работали на картинах в одиночку или парой-тройкой специалистов, то со временем их количество только возрастало, а современному главе художественно-постановочного департамента (арт-департамента) приходится общаться с огромным количеством людей, порой их число доходит до полусотни на масштабных проектах. И тут выходят на передний план организаторские и ораторские способности художников нового поколения. Я бы даже сравнил современного художника с топ-менеджером с высшим художественным образованием, классным и умелым управленцем.
3. Новые инструменты, возникшие в арсенале специалистов.
И в настоящее время изменения происходят, и по-прежнему они формируют диапазон деятельности художников кино. Появляются новые технологие съемки и освещения, что резко изменило процесс, а также творческий подход к работе художника. Тому приходится учитывать и современную глубину изображения новых цифровых камер, и их небольшие размеры, и возможность съемки без осветительных приборов при натуральных источникых освещения, чувствительность цифровых камер, проявляющих фактуры и текстуры и т.д. Появился такой мощный инструмент, как цветокоррекция. Современные фильмы "сделаны" в большинстве на постпродакшене. Художнику, чтобы провести свои первоначальные идеи, приходится учитывать и это.
Компьютерные технологии шагнули далеко вперед, и теперь стало нерентабельно строить гигантские декорационные комплексы. Выгоднее все сделать на "посте", но это не исключает участие художника в процессе. По сути, изменился лишь инструмент визуализации, ставший вирутальным. Но идеи и решения по-прежнему предлагаются главным визуализатором проекта —художником. Как сказал мой хороший товарищ, очень успешный и известный продюсер: "Компьтерные графики — это карандаши, и они сами по себе не рисуют".
Аддис Гаджиев и президент гильдии художников кино СК РФ, народный художник РФ, преподаватель МШК Борис Бланк.
Что еще произошло важного на сегодняшний день? Современные программы 3D-моделирования прочно вошли в обиход, и художнику нового поколения необходимо владеть и Photoshop, и SketchUp, и 3ds Max, и Archicad, и FrameForge, и многими другими. Все это убыстряет и оптимизирует процесс разработки проектов в препродакшене. Это еще один мощный инструмент в арсенале, без которого уже не обойтись.
Современный художник кино и ТВ активнее работает с бюджетом, понимая, что можно вынести в пост и что снимать реально, на чем в изобразительном арсенале сделать акцент и на чем сэкономить. Взаимодействие продюсера и художника усилилось. Часто они вместе генерируют бюджет и отвечают за его соответствие.
Художник театра и кино, народный художник РФ Сергей Бархин.
4. Совмещение традиций и нововведений в работе.
Все перечисленные нововведения в виде компьютерных программ, новых форм презентации проекта и владения новыми технологиями не отменяют традиционные инструменты. Рисовать и писать так же важно, как и всегда, уметь визуализировать свои блестящие идеи с помощью кисти или карандаша актуально и сейчас. Более того сам факт электронной презентации не отменяет наличие реальных эскизов в виде станковых работ. Это самостоятельный продукт, но очень важный для энергетической подпитки съемочной группы, режиссера и оператора, для убеждения заказчиков и прочее.
К традиционным инструментам я отношу начитанность и насмотренность специалиста, владение фундаментальными основами истории кино и театра, искусства, знание классической литературы и современных авторов. Художник обязан иметь высокий культурный уровень, и именно он является гарантом качественного интеллектуального продукта, каковым является кино.
Изменилась форма, но наполнение традиционное.
Секретарь Отделения театрально- и кинодекорационного искусства РАХ Борис Мессерер.
5. Возвращение уважения и авторитета профессии.
К сожалению, общий уровень современных художников кино и ТВ чрезвычайно низок. Это вызвано многими субьективными и объективными причинами, с которыми столкнулось общество и киносообщество, в частности. Мы видим размывание профессионального сообщества неквалифицированными специалистами, порой без какого-либо художественного образования. Это происходит не только в среде художников, но и среди режиссеров, операторов и многих других. Возможно, современный мир порождает огромное количество непрофессионалов, которые могут танцевать под куполом цирка и на льду без всякой подготовки. Но нас волнуют художественные проблемы в кинематографе.
Мы пожинаем плоды случившегося в 90-е годы развала индустрии и практически исчезновения профессии как таковой. И только совместными усилиями профессионалов различных творческих организаций (и Союза кинематографистов, Союза художников, Ассоциации художников театра и кино, МОСХ, РАХ, Гильдии художников кино и ТВ, которую я с недавних пор имею честь представлять в качестве вице-президента) мы можем вернуть потерянный авторитет и уважение к профессии, называемой “художник кино”.
Художник кино Сергей Иванов.
6. Роль и значение профессии в будущем, в индустрии высоких технологий и компьютеров.
Будущее уже проросло в сегодняшний день. Но с каждым годом будут возникать все новые и новые технологии, их освоение — дело времени, их использование в своих целях — необходимая вещь для современного художника кино и ТВ. Убежден, что профессия останется, но будет активно взаимодействовать с постпродакшеном.
Причем, роль и значение художника будут укрепляться и проникать в новые области в компьютерные игры, креативную среду телеканалов, 3D-моделирование и т.д.
Примеров тому много, и фамилии молодых специалистов, умеющих работать в новых компьютерных реалиях, известны, и будут только прирастать. Наша же задача — не потерять все то, что создано и развито в кинодекорационной области за многие годы огромным количеством наших коллег, мастеров своего дела, и внедрить все это через процесс обучения специалистов в различных профильных учебных заведениях. В этом наша сила.
См.также: КОНФЕРЕНЦИЯ «КИНО – ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ? ХУДОЖНИК ФИЛЬМА – ПЕРСПЕКТИВА»