Как вы пришли в профессию и насколько она сейчас востребована?
Я сделала свою первую выставку, как архитектор и дизайнер выставочного пространства в 2008 году на Красном Октябре в помещении Baibakov Art Projects. Тогда многие мне говорили, что именно эта выставка стала началом профессионального экспонирования современного искусства. Но, к сожалению, я не могу сказать об этом с уверенностью, так как в это время работала и жила в Нью-Йорке и редко бывала в Москве.
Теперь существует отличные специалисты в этой области. С недавнего времени профессия проявляет себя и в Санкт-Петербурге. В целом в России наблюдается огромный дефицит грамотных архитекторов и дизайнеров, творчество которых было бы на высоком уровне и в тренде.
Какие задачи помимо очевидных решает дизайнер выставки?
Это зависит от самого дизайнера/архитектора. Могу сказать на своем опыте, я стала куратором потому, что было очевидно, что моя работа архитектора выходит далеко за пределы одного лишь дизайна, манипулируя идеями и наслаивая новые смыслы на уже имеющийся контент. Выставка зависит от архитектора не меньше чем от куратора или художника. Дизайнер выставочного пространства выступает в полноправном соавторстве со всеми участниками проекта.
Приведите примеры образцовых или наиболее успешных выставочных концепций в России и в мире
В России мне нравятся отдельные выставки в отдельных музеях. Чаще всего это Московский музей современного искусства на Петровке, в Ермолаевском переулке и на Гоголевском бульваре. Порой радуют экспозиции ГАРАЖа. Я люблю ПЕРММ и меня радует то, как этот музей держится на высоком уровне, невзирая на все преграды и сложности.
Но сказать, что какое-то одно место всегда выдает удачные проекты я не могу. Мне нравятся маленькие российские музеи, многие из них демонстрируют отличный уровень, такие как дом-усадьба в Мураново или дом Циолковского в Калуге. Знать и понимать такие проекты тоже необходимо и полезно. Если говорить о мировой практике… получится довольно длинный список. Лучше приходите на мои занятия, и мы побеседуем об этом.
Можно ли эту профессию освоить «с нуля»?
Можно, конечно, и совсем с чистого листа, но, честно скажу, я не знаю где. В России такой профессии не учат. Это комплексная профессия, так по крайней мере она мне представляется. Этим она интересна и именно так я собираюсь её преподавать. Мы будем двигаться быстро, в ритме интенсива, поэтому первичная подготовка аудитории просто необходима.
Какие форматы занятий предусматривает курс?
Безусловно это лекции и практические занятия, которые будут построены таким образом, что студенты самостоятельно пройдут весь цикл создания выставочного пространства: от задумки до воплощения. Студентам будет предоставлена возможность поработать над «живыми» проектами для реальных заказчиков.
Какие навыки получат студенты, помимо тех, что непосредственно относятся к профессии?
Программа курса предусматривает прокачивание абсолютно всех навыков, необходимых для создания выставки. Каждый студент попробует себя в роли куратора, дизайнера, архитектора, художника, копирайтера, техника, технолога, администратора и специалиста PR. На этом курсе я попытаюсь научить их думать максимально широко, чтобы они смогли сами убедиться — мир искусства и культуры велик!