Куратор программ «Ювелирный дизайн. Базовый курс», «Ювелирный дизайн. Эксперт» Игорь Комов отвечает на самые популярные вопросы поступающих.

– В дипломных презентациях студентов много слайдов посвящено маркетингу и айдентике ювелирной марки. Вы намеренно делаете такой сильный упор на коммерцию? А как же искусство?

Студенты всегда имеют выбор: делать массовый продукт или сложносочинённые изделия для узкой аудитории. Но и в том, и в другом случае автор не создаёт «вещь в себе», а думает, как его объекты будут представлены во внешнем мире: кто и как будет носить эти изделия, где они будут выставляться, как будет оформлена упаковка, по каким каналам дизайнер будет рассказывать о своём продукте аудитории и так далее. Всё это не ограничивает дизайнерскую мысль, не подчиняет творчество автора ожиданиям потребителя, а, наоборот, даёт возможность компетентно заявить о своём продукте нужной аудитории. В этом смысле дизайнерские объекты уже давно не существуют независимо, а «продолжаются» в брендинге, pos-материалах, фотосессиях, упаковке, и было бы ошибкой проектировать вещи без понимания их роли в том мире, в котором они будут существовать.

– И насколько вообще востребованы такие необычные и нетрадиционные вещи в ювелирной сфере сегодня?

Конечно же, потребитель в России находится в процессе привыкания к тому, что ювелирное изделие – это не только золотые цветы с бриллиантовой россыпью, но этот процесс необратимо происходит: нынешние выпускники школ и институтов сторонятся традиционных ювелирных магазинов. На сегодняшний день в Москве и регионах уже открылись и развиваются шоурумы дизайнерских украшений в современном формате, где стоимость изделия не высчитывается из его веса в граммах. В числе последних – шоурум N1, который открыли наши студенты в Гостином дворе и который уже нашёл свою аудиторию. Отдельные выпускники решили вообще не ориентироваться на российский рынок, поскольку качество подготовки на нашем курсе позволяет им конкурировать с зарубежными дизайнерами на рынках других стран. Например, Everywhite jewellery (Анастасия Журавлева) представлен в Вене. Из выпускников 2018 года на европейский рынок выходит di.OZ Jewelry Олеси Захаровой.

– Как и кем работает ваш выпускник после окончания обучения?

90% наших выпускников создают свои дизайнерские марки украшений. Среди них есть те, кто производят изделия своими руками (на курсе большое внимание уделяется технологии производства, у выпускников есть все базовые навыки ювелирной работы), и те, кто работают с производствами.

– Насколько обучение на вашем курсе приближено к реальным условиям индустрии?

Максимально приближено. Иногда даже больше, чем студентам хотелось бы. Каждому слушателю предстоит выпустить минимум три коллекции, пройдя весь путь от проектирования до создания витрины (а в дипломной коллекции и брендированных полиграфических материалов) в тех самых условиях, в которых трудятся настоящие дизайнеры. Конечно же, преподаватели консультируют и поддерживают учащихся, дают необходимые контакты, знакомят с экспертами индустрии, но производственный цикл студенты проходят самостоятельно, что гарантирует наличие всех нужных в профессии hard и soft skills после окончания обучения.

– В чём ваше преимущество перед другими ювелирными вузами?

Я часто говорю, что мы не выпускаем ювелиров, мы выпускаем ювелирных дизайнеров. И в этом отношении наша образовательная программа построена по совершенно другим принципам, чем все известные мне программы высшего образования в Москве. Основной навык, который мы развиваем у студентов, – это навык проектирования. Вы можете быть ювелирным дизайнером, не умея паять и держать бормашинку в руках (не волнуйтесь, технологии мы тоже учим, у нас есть полностью оборудованная мастерская), но если у вас нет компетенций в проектировании – вы дизайнером быть не можете. Поэтому дизайну у нас на курсе посвящено больше часов, чем каким-либо другим дисциплинам, а в основе обучения лежит аналитический подход, позволяющий рационально (а не спонтанно) подходить к вопросу создания коллекций.

– Сколько стоит произвести одну коллекцию украшений? Какие дополнительные расходы ложатся на студентов во время обучения?

Этот момент также коррелирует с реалиями индустрии: дизайнеры, у которых есть стартовый капитал, быстрее развивают свои марки, чем те, которые не имеют бюджетов, и всё – от производства до ведения страниц в соцсетях – делают своими руками. На курсе, в зависимости от своих финансовых возможностей и желания, студенты выбирают: либо заказывать фотосессии, разработку презентаций, брендирование и т.д. на аутсорсе за деньги, либо искать способы сделать всё это бесплатно. Самый популярный – дружить со студентами параллельных курсов, и нередки случаи, когда на создание коллекции с нуля студент тратит минимум средств (до 10000 рублей). Если же ваш бюджет не ограничен, вы можете обеспечить себе много свободного времени и полноценный сон, заплатив до 500000 за каждую коллекцию исполнителям, которые возьмут на себя производство, съёмку, разработку айдентики и так далее. Важно сказать, что все необходимые базовые графические и ювелирные инструменты студентам курса предоставляет Школа. Также каждому студенту открыт доступ во все ресурсные центры Школы.

– А как насчёт времени? Я работаю full-time и у меня двое детей, буду успевать?

Скажем честно, обучение требует много времени. Обычно студенты учатся от 3 до 5 дней в неделю, но, помимо этого, участвуют в коллаборациях, делают домашние задания и, конечно же, готовят курсовые коллекции. Поэтому в абсолютном большинстве случаев участие в программе вносит поправки в образ жизни: на время интенсивной подготовки коллекций учащиеся берут отпуск, а поездки на море заменяются загаром под лампами нашей мастерской.

– Насколько компетентны ваши преподаватели?

Все без исключения преподаватели – действующие специалисты отрасли. Они руководят собственными ювелирными марками, работают на производствах или в консультировании.

– Получает ли студент что-то дополнительно, помимо учебных часов?

Да. Школа стремится поддерживать активных и ответственных студентов: по мере возможностей мы устраиваем выставки их работ, сотрудничаем с прессой, проводим коллаборации с компаниями и музеями, договариваемся о стажировках.

– Учите ли вы только дизайну, или я буду уметь работать руками?

Технология, наряду с проектированием и трёхмерным моделированием, является одной из главных дисциплин курса. Мы считаем, что практические навыки производства позволяют глубже узнать особенности каждого материала, технологических процессов и оборудования, и в будущем дают возможность общаться с производственными компаниями на одном языке.

– В каком формате проходят занятия?

Занятия на курсе проходят в таких форматах: лекции, практические упражнения, мастер-классы, самопрезентации, самостоятельная работа, выездные экскурсии и практика.

– Что нужно уметь, чтобы поступить на базовый курс, на экспертный курс?

Для базового курса в качестве вступительного испытания предусмотрено собеседование с просмотром портфолио. В качестве портфолио могут выступать любые творческие работы, а в процессе собеседования я должен понять, насколько абитуриент знаком с современным дизайном. В целом, можно сказать, что на базовый курс мы приглашаем людей с самым элементарным уровнем компетенций в какой-либо творческой области. Если же вы уверены, что даже элементарный уровень вам не осилить, – выбирайте подготовительный курс. На нем вы приобретете начальные дизайнерские компетенции.

– В каких программах работают студенты, что изучают из ПО на курсе?

В основном, это программы для трёхмерного моделирования: Rhinoceros 3D и ZBrush. Также мы изучаем Photoshop на базовом уровне.

– С какими материалами студенты работают в процессе обучения?

Металл (на курсе это латунь и нейзильбер), фарфор, дерево, эмали, титан и другие.

Задать свои вопросы, узнать всю подробную информацию об обучении на курсах вы можете на регулярных экскурсиях по школе и Днях открытых дверей! Подробное расписание и регистрация по ссылке.