Product-менеджер в Anywayanyday
Мне было 30. Я уже 10 лет проработала в банках риск-менеджером: смотрела отчетность других банков и искала подвох в цифрах и новостях, чтобы найти причину не дать им денег. Мне стало сложно заставлять себя вставать по утрам и было плохо в жесткой корпоративной культуре, я чувствовала себя чужой и непрофессиональной.
Как-то подруга пожаловалась, что очень сложно найти толкового UX-дизайнера. Я не знала, что такое UX, но этого хватило, чтобы механизм интереса запустился.
Выбирала между ВШЭ и Британкой. Так как первое образование я получала в государственном вузе (МИФИ), хотелось чего-то совершенно иного, жесткой практики (а именно это ассоциировалось у меня тогда с Британкой). К тому же, три моих подруги уже закончили другие курсы БВШД, и это круто поменяло жизнь каждой из них. Думаю, последнее сыграло ключевую роль в моем решении.
Я была очень далека от дизайна, нужных навыков и опыта не было совсем. Только сейчас могу сказать, что две ключевые вещи у меня были: сильная эмпатия и системное мышление. Для подготовки к поступлению я попыталась спроектировать приложение по бизнес-идее своей подруги, но получилось не очень, и я оставила эту идею.
В общем-то я и не поступила. Меня взяли из резерва, потому что кто-то отказался в последний момент. В процессе я так и не разглядела в себе дизайнера, но поняла, что хочу быть product-менеджером. Правда, переживала, что без опыта сразу меня никто не возьмет. Спойлер: зря, есть разные стажировки и наниматели с разным видением.
Влиться в обучение было несложно. Несмотря на то, что вначале мы делили территорию и были долгие баттлы «за дизайн», во второй модуль мы вошли друзьями и ставили результат выше эго. Тут большую роль сыграли воркшопы Александра Ненашева про командообразование и SCRUM-ретроспективы. И собственные шишки, конечно, помогли.
Самое важное на курсе для меня — новые люди и способ мыслить. С ребятами мы и сейчас общаемся и очень тепло друг к другу относимся.
Во время обучения появилось понимание того, что опыт и обстоятельства формируют решения людей, соответственно, люди не в полной мере отвечают за свой выбор. Проектирование «решает» гораздо сильнее, чем я могла предположить. Эта мысль довольно хорошо освобождает от чувства вины за каждодневные ошибки, но накладывает больше ответственности на меня как на проектировщика опыта.
Сложно было осваивать сразу много вещей одновременно. Для меня непривычно было рисовать UI — опытные ребята подсказывали мне как ребенку, делающему первые шаги.
На курсе 4 модуля, и для каждого мы собирались в новую команду по 4-7 человек. Было очень круто, что каждую субботу надо было презентовать результаты команды за неделю. Частый фидбек от кураторов и стейкхолдеров проектов ускорял обучение. Проекты для заказчиков на обучении — это круто как для портфолио, так и для лучшей ориентации в реальности.
Многие думают, что проще освоить все необходимые инструменты онлайн и не тратить время на очные занятия. Но зачем люди поступают в Кэмбридж и Оксфорд за такие деньги и с таким конкурсом? Для того, чтобы попасть в сообщество. Многие курсы эти университеты бесплатно выкладывают онлайн. Мне понравилась фраза, которую я где-то прочитала: «Мы не можем не стать теми, кем окружены». Я платила деньгами и временем именно за это. После прошла еще Школу менеджеров Яндекса.
В рамках курса мы работали над несколькими проектами. Золотая корона: мобильное приложения для оплаты повседневных услуг Korona Pay, в котором можно оплатить повторяющиеся платежи (ЖКХ, интернет, мобильный), перетащив нужную карту на иконку платежа. Можно подключить автоплатежи и создать новые шаблоны. Насколько я знаю, похожее приложение пока еще не выпущено Золотой Короной. Было много дискуссий, версий и прототипов. Финальный мы определили и сделали за двое суток до защиты.
Райффайзенбанк: мобильное приложение онлайн-бухгалтерии для малого и микробизнеса. Его мы делали на модуле про дизайн-спринты. В нашей команде был уже опытный на тот момент product-менеджер, Серафим, который предложил нам самостоятельно изучить и внедрить методы Jobs To Be Done для проекта. Мы очень серьезно подошли к исследовательской части. На выходе получили приложение, покрывающее основные потребности ИП, связанные с расчетами: выставление и оплата счетов, бухгалтерская отчетность и налоги. Мы ездили в Райффайзен и рассказывали о проекте и процессе его создания. Послушать пришло человек 20, в том числе и кто-то из топ-менеджмента. Насколько мне известно, сейчас сервис у банка в разработке, но что это будет и попадет ли что-то из нашего концепта в релиз, пока не ясно.
Сбербанк: проектирование рабочего пространства для трейдера в VR/AR.
Его мы делали на модуле про подход IBM Design Thinking. В процессе мы много узнали о VR/AR технологиях и о жизни трейдеров.
Tilda: встроенная CRM-система для владельцев сайтов на Tilda.
Это был самый «приземленный» проект из всех. У команды Tilda система была в работе в тот момент. Мы каждую неделю встречались с Никитой Обуховым и разработчиками, показывали свои наработки и определяли дальнейшее направление. Мы уделяли много внимания техническим деталям и ограничениям, разным состояниям экранов и микровзаимодействиям.
Мне очень понравилось сотрудничество с Никитой и его командой. Нас разносили в пух и прах, а потом мы собирались и все переделывали по многу раз — это был очень полезный опыт.
Я хорошо помню свои ощущения на защите: Никита, кураторы и жюри очень долго говорят о том, как хорошо мы поработали и как нравится результат, а мы стоим и не знаем, как реагировать, только щеки красные.
Сейчас CRM уже работает, я сама ее пользователь. Мы с одногруппницей из Британки Катей Тюхай организовываем яхтинг-событие «Дизайн-регата» для product- и дизайн-комьюнити в августе в Черногории. Заявки отслеживаем как раз через этот сервис. Очень приятно видеть, что результаты близки к нашему концепту.
Я только что прошла испытательный срок в качестве product-менеджера Anywayanyday (это сервис по бронированию авиабилетов, отелей и ж/д билетов). Я этому очень рада, так как хотела именно в travel-индустрию. Я сделала список всех travel-компаний, которые мне нравятся, от гигантов до стартапов, и связывалась с ними разными способами. Выяснилось, что большинства стартапов из моего списка уже не существует. Я ходила на собеседования и в компании из других сфер, но мысленно надеялась на travel. В итоге, они сами нашли меня и позвали. В целом, на это ушло полторы недели активного поиска работы.
Мне нравится команда, то, как меня приняли. Видно, что тут я смогу многому научиться. Это место — то, что мне сейчас нужно.
Во время учебы в Британке я познакомилась с новыми методами, инструментами и подходам, узнала, как выглядят команды и процессы в разных компаниях. Увидела, какие в IT области люди и они оказались мне очень симпатичны. Больше всего я узнала нового для себя о мышлении людей, о психологии выбора и поведении — для меня это безумно интересно. Я стараюсь меньше «знать» и больше исследовать, экспериментировать и разговаривать. Теперь считаю правильным много спрашивать всякую ерунду и не только у окружающих.
Тем, кто только думает о поступлении, обучении, я бы порекомендовала не противиться своим желаниям, изменениям и внутренним челленджам. Будет страшно, но это нормально.
Признаюсь, этот профессиональный переворот дался мне нелегко. Но теперь я иду путем, который мне подходит больше, чем когда-либо до этого. Сейчас я думаю, что пережила кризис среднего возраста. И я ему благодарна. И Британке.