© 2024 БВШД
В Британку Владислав Степченко пришел, чтобы исполнить мечту — стать специалистом в сфере мебельного дизайна. Записываясь на курс «Дизайн мебели», он не подозревал, что его работа привлечет внимание владельца известного французского бренда, который стремительно набирает обороты на российском рынке. Владислав заключил договор с MODÉNATURE и готовит для них новую коллекцию, а в планах еще одна! По его словам, Британка дает брендам-заказчикам крутые дизайны и амбициозных специалистов — проверено на личном опыте.
Первое мое образование связано с другой сферой — юриспруденцией. В ней я провел больше 20 лет, но так сложилось, что ушел в бизнес, связанный с корпусной мебелью, а потом спустя несколько лет понял, что хочу идти дальше и делать дизайн сам. Предложение Британки пройти программу, которую будет курировать MODÉNATURE, оказалось как раз кстати — я просто не мог не принять участие в проекте с таким известным французским мебельным брендом.
Впечатления от Британки самые положительные. Там есть все необходимые ресурсы и, главное, понимание самого процесса, как должно строиться образование в сжатые сроки. Многое было для меня ново — приходилось делать все с нуля. Но огромное желание и усердие в выполнении заданий позволили мне успешно окончить курс. Для меня как человека с практически нулевым входным порогом в дизайне было тяжело примерно все, но это того стоило, потому что обучение дало мне главное — саму возможность войти в профессию, а дальше, как и везде, пошла самостоятельная работа по совершенствованию навыков во всех областях полученных знаний.
Основным для меня стал предмет «История дизайна» от Виктора Дембовского. Он погрузил нас в дизайн от древних времен до наших дней. Это, в принципе, то, чего я хотел от программы, — такой необходимый базовый уровень, который позволил определиться со своими предпочтениями в дизайне. Очень важными были также рисунок (скетчинг) и 3D-моделирование — теперь я могу работать как на бумаге, так и на компьютере с 3D, создавая модели.
Особенностью Британки, на мой взгляд, является то, что все преподаватели — действующие практикующие специалисты, поэтому общение строилось сразу на профессиональном уровне. Можно сказать, это был нетворкинг, который еще и вкупе с теоретическими знаниями быстро давал нужный результат. С сокурсниками я также был в постоянном контакте — мы обсуждали пройденный материал. Хоть мы и реализовывали каждый свой проект в рамках курса на протяжении всего периода обучения, мы видели, как предметы каждого из нас рождались, видоизменялись и доводились до готовности, и это было интересно для всех.
В самом начале обучения мы получили детальный бриф от компании MODÉNATURE, который поставил перед нами задачу создать предметы мебели для расширения линейки бренда. В презентации арт-директора Александры Лыковой отлично были раскрыты ценности бренда, его целевая аудитория и уникальный ДНК. В рамках проекта необходимо было создать капсульную коллекцию минимум из двух предметов.
Я вдохновился их исторической коллекцией, представленной на сайте MODÉNATURE, которая, к слову, смотрится актуально и по сей день. Я решил, что интересно использовать элементы ее предметов в современном прочтении, поэтому я назвал свою капсулу «Современное прошлое», не только сделав отсылку к историческим предметам MODÉNATURE, но и добавив элементы технологичности, которые указывают на актуальный дизайн. На сайте MODÉNATURE в рамках обзора проектов выпускников Британки было написано следующее: «Passe moderne („Современное прошлое“) — это просто MODÉNATURE высокого французского периода. Стильно и безупречно». Конечно, я был очень доволен такой оценкой!
Изначально бренд не выбрал меня в качестве одного из трех победителей. Уже после владелец Рустам Чингариев взял в производство и мою коллекцию тоже — так я стал четвертым дизайнером, с кем они заключили договор. Я очень рад, что стал частью истории возрождения бренда в России. Сейчас я практически закончил первую коллекцию для MODÉNATURE, и мы уже обсудили предварительные наброски следующей.
Благодаря MODÉNATURE меня заметил другой производитель мебели в Казахстане, с которым мы недавно начали сотрудничество.
В мире мебельного дизайна в России происходят сильные перемены. В этом плане я согласен с нашим куратором Иваном Басовым, который сказал, что уход IKEA с отечественного рынка имел заметные последствия. Шведский гигант производит безусловно качественный продукт, и если учесть, что это массовый сегмент мебели, то с уходом бренда мы лишились доступных базовых предметов, обладающих при этом качествами современного дизайнерского продукта.
У нас на курсе был преподаватель, ранее работавший именно в IKEA — начинал он с позиции инженера, а закончил руководителем топ-уровня. Он раскрыл секрет успеха этого мебельного «монстра». По сути, это большая маркетинговая компания, в которой все подчиняется клиентоориентированному дизайну: там 1500 дизайнеров, работающих в одном здании, подумать только! Они сообща создают дизайн на основе глубочайшего понимания предпочтений своих клиентов, отзывы которых собираются на каждом этапе взаимодействия с ними. В этом и состоит секрет — компания уделяет маркетингу приоритетное значение, а уже на его основе потом создает дизайн и строит все остальные бизнес-процессы. А производства в России в большей степени работают исходя из своих возможностей, а не из потребностей потенциальных клиентов и поэтому не уделяют такое внимание дизайну.
Сейчас для производителей очень важно иметь УТП. Для этого им нужно хорошо понимать портрет своего клиента и обеспечивать дизайнера полной информацией. Тот, в свою очередь, получает детальный бриф, основанный на результатах работы маркетологов, чтобы последовательно решать поставленные ему задачи. Успех дизайнера заключается в том, чтобы правильно понять суть задач и решить их наилучшим образом для потенциальных клиентов, обеспечивая приверженность ДНК бренда. И этому нас как раз учили в Британке.
Дизайнер мебели еще не такая распространенная в России профессия, поэтому для работы с мебельными компаниями есть большой потенциал. Нужно отметить, что пока не все готовы сотрудничать с дизайнерами по контракту, как это сделали в MODÉNATURE, но всегда есть возможность устроиться в штат.
Сегодня важно, чтобы специалист следовал трендам. Такие тренды, как экологичность и долговечность в текущих рыночных условиях играют все большую роль, потому что пользователи понимают: экономичнее купить один предмет мебели из экологичного материала и пользоваться им многие годы. Но этот предмет должен быть долговечным и с точки зрения дизайна, как, например, деревянный стул «Урындык» от российского бренда Yaratam, победивший на последней выставке «Придумано и сделано в России».
Глобально сейчас существуют два направления в дизайне, по которым развиваются все мировые рынки, в том числе и в России. Первое — более декоративное (арт) — требует, чтобы предмет мебели играл заметную роль в интерьере. Второе — это «архетипичные» предметы мебели, то есть соответствующие представлениям людей о них и поэтому не перетягивающие на себя внимание пользователя. Они оставляют человека в главным действующим объектом в любом пространстве. Дитер Рамс назвал такой дизайн «хорошим» и даже сформулировал десять важных правил, одно из которых гласит: «в хорошем дизайне должно быть меньше самого дизайна». Об этом же и философия «новой простоты», сформулированная другим выдающимся современником — Джаспером Моррисоном.
Моя главная и единственная цель — работать в дизайне мебели, потому что я люблю свое дело всей душой. Я бы тоже хотел делать «хорошие дизайны», поэтому сосредоточен на взаимодействии с мебельными производствами. Ну а в какой-то момент я приду к тому, что буду производить мебель под собственным брендом, не прекращая сотрудничество с другими компаниями в роли дизайнера. Я благодарен Британке, лично Ивану Басову и всем преподавателям, которые дали мне необходимую базу для того, чтобы работать в этой профессии.
105120, Россия, Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
© 2024 БВШД