проекты

Просмотр: «Современное искусство»

На программе «Современное искусство» прошел просмотр итоговых проектов первого семестра. Студенты этого курса начинают обучение с изучения 2D-медиа и представляют первые результаты в формате живописи, фото, коллажа, серий работ в смешанной технике.

В этом году бриф от куратора программы назывался «Искусство цвета»: задачей художников было сделать акцент на понимании и восприятии цвета.

На первом этапе авторы занимались коллекционированием цветовых оттенков путем фотографии и создания зарисовок. Далее изучался контекст и ассоциации, которые у них возникали относительно подобранных цветов. В итоге каждый студент сформировал собственную тему и создал работу либо серию работ, на основе проделанного исследования и экспериментов с формой и содержанием.

Мария Холмогорова
«Без контекста»
Контекст (от лат.contextus - сцепление, соединение, связь)

Мария-Холмогорова.jpg

«Сейчас я изучаю тему "потерянного рая". Как внутреннего, индивидуального, так и внешнего, социального. Это проблема потерянности в чужом обществе,
отчужденности, неопределенности, необходимости и трудности выживания в другой стране, поиска своей идентичности в ней. Сейчас вопрос вынужденной миграции стоит глобально, и затрагивает по многим причинам не только тех людей, кто иммигрирует, но и тех, к кому иммигрируют.
В моей работе в некое абстрактное пространство помещены, вырезанные из своей привычной среды, силуэты людей из другого контекста. Можно увидеть силуэты в неком танце, яркие цвета одежды, но они подвешены в этом пространстве, они зависают, как бы находятся в воздухе. Более того, это
пространство закрыто для них, поглощает их. Фигуры даже в какой-то степени менее значимы, отходят на второй план. Они без лица или одновременно с
тысячью лиц. 

В работу включены элементы цветовых пятен, граффити, силуэта, геометрические элементы, абстракция, коллажирование. Работа выполнена из двух частей: создавалось одно абстрактное полотно на пластике и отдельно на холсте - фигуративное. Попытка создать третье пространство, нарушение хода вещей.

Виктория Мухонько
«Без названия»

Виктория-Мухонько.jpg

«Это работа об изменении в эмоциональном состоянии одного близкого мне человека, после постановки диагноза о неизлечимом заболевании. Когда моей маме диагностировали "Рассеянный склероз", я имела возможность наблюдать за ее реакцией на это и теми переменами которые за этим последовали. Мысли об этом и впечатления от увиденного не покидают меня. В своей работе я постаралась визуализировать ее эмоциональное состояние. Углубившись в эту тему и пообщавшись с другими людьми, которые являются носителями этой болезни, я поняла, что состояние мамы — это ее первая реакция на болезнь.

Обычно у людей периоды обострения сменяются периодами полного восстановления или частичного улучшения, значит, я могу предполагать, что ее состояние будет меняться. Это натолкнуло меня на мысль продолжить работать с этой темой, сделав серию работ, каждая из которых будет визуально отображать определенные этапы болезни. Я буду фиксировать любые значительные перемены в ее состоянии в какую-либо сторону. Это должно быть похоже на визуальную историю болезни человека, с начала и до конца. Работа, которая представлена сегодня, станет самой первой в этой серии».

Елена Благославова
«Погремушки моего Эго»

«Если человек отчётливо познаёт свои телесные и душевно-духовные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он "в своей основе" (то есть в глубине своего Эго) всегда остаётся одним и тем же.
(Metzger, Psychologie, 1941)




Мы все стремимся обрести счастье. Каждый понимает это по-своему. Но если раскачать маятник, то через какое-то время он придёт в состояние покоя. Подсознательное стремление к покою есть причина страданий и мучений от несбывшихся ожиданий. Безусловная радость, безмятежность, осталась далеко в младенческом возрасте, когда достаточно отвлечь ребенка погремушкой от реальности жизни...

С недавних пор я заметила, что мои предпочтения в цвете изменились. Я стала выбирать яркие, "позитивные" цвета в одежде, окружающих меня вещах. Проанализировав, компенсацией чего это может являться, я пришла к выводу, что этому есть несколько причин. Главная мысль, которую я обнаружила, — сопротивление своему биологическому возрасту. Мысли о том, что я старею и когда-то умру, не дают мне покоя и погружают моё сознание во мрак. Я ощущаю, что моё Эго изо всех сил сопротивляется.

Почему мое Эго требует от меня изобретать все новые и новые погремушки?

Размышляя об этом, я подумала, что, будучи впечатлительным ребенком и пережив в детстве смерть любимой бабушки от рака, я испугалась смерти и всю жизнь умирала от каждой царапины. А когда от той же болезни умер отец, то жить стало вообще невыносимо.

С тех пор поддержание своего сознания в позитивном контексте для комфортного выживания требует определенных усилий, которые мое Эго постоянно требует прилагать. И чем старше я становлюсь, тем масштабнее они должны быть…

Проект отражает мои мысли о смерти и методы отвлечения от них в виде игры с цветом на чёрной пластиковой поверхности. Я вдохновлялась работами Яна Давенпорта и Густава Климта. 

Черный – не цвет, как антипод, пытающийся поглотить все цвета. Как аллегория "черных" мыслей. Пластик — дань современной эстетике и возможности преувеличить размер проблемы. Маленький холст с моей первой в жизни детской фотографией как противопоставление жизни и смерти, вечного и временного, как олицетворение внутреннего ребенка, как возврат к истоку – настоящему "я".

От Эго невозможно избавиться, и то ли оно нас отвлекает, то ли мы его убаюкиваем, подсовывая ему поиски смысла жизни. А по сути жизнь — игра: либо играешь, либо скорбишь. Все равно мы все смертны. Я выбираю играть!»

Елена Аш
«Дезинфекция»

Елена-Аш.jpg

«Рождение и смерть, приход на Землю и уход — наиболее важные и сакаральные события в жизни человека, её начало и конец, находящие многообразные отражения в разных культурах и традиционных этносах. Современная цивилизация в сегодняшних российских реалиях, в попытках продезинфицировать не только тело, но и душу, не позволяет людям испытывать чувства. Праздник рождения новой жизни сводится к манипуляциям над беспомощной беременной женщиной в стерильных условиях роддома. Человеку не разрешено уйти из жизни в своей постели в кругу семьи, он вынужден лежать в одиночестве в реанимации, а потом в морге».

Александра Варфоломеева

«Потеря любимого человека — это всегда глубокая психотравма. Переживание сильного потрясения.

Главная тема моего проекта — тема жизни и смерти.

Это мой персональный эмоциональный жизненный опыт, выраженный с помощью пластического представления цвета в движении. Эмоциональные экспрессивные абстракции посвящены моей матери и ее храброй, невероятно яркой жизнелюбивой личности (в мае 2017 года она умерла, после длительного лечения рака).

Работы серии — это отражение бесконечной борьбы со страхом смерти и болезни, но, кроме того, это выражение незыблемого желания жить и наслаждаться жизнью через яркие сочные цвета. Свои чувства и эмоции — любовь, страх, страсть, боль, одиночество в пространстве и времени близких мне людей я вижу как пластичные массы материала, образованные нагреванием и под давлением обстоятельств. Все пространства вокруг и внутри людей переполнены страхом и любовью, и я пытаюсь разорвать плавкое, тягучее пространство страха и наполнить его любовью».

Александра-Варфоломеева.jpg

Серия из 6 работ:
1. "Бой"
2. "Смерть матери"
3. "Исход"
4. "Жажда жизни"
5. "Анатомия боли"
6. "Пред тобой"

Александра Ленская
Exterminating angel

Александра-Ленская.jpg

«Великий режиссёр-изгнанник Луис Бунюэль и его фильм "Exterminating angel", или "Ангел-истребитель", сподвигли меня на рассуждения о донесённых в фильме символах и смыслах, в которых налицо отсылка к Ветхому завету: Господь в ответ на совершенную Давидом перепись населения (что считалось грехом) послал в Иерусалим Ангела-истребителя для исполнения миссии наказания.

Мысль об аллегории, которая лежит в основе этих историй, заставила меня порассуждать о том, кто же этот Ангел-истребитель. Это обобщенный образ общества, собственноручно уничтожающего себя, ставящего преграды и рамки, через которые сквозь века не может пройти?

Преграды расового, кастового, сословного характера, мешающие обрести гармоничное существование. Однако эта проблема имеет не только глобальный характер; противоречия заложены в каждом отдельном человеке с детства, набор определённых характеристик и установок, которые мы наследуем и приобретаем с самого детства, с одной позитивной стороны позволяют нам строить свою жизнь и облагораживать её, с другой — отрицательной стороны — разрушают нас. Это могут быть предубеждения, страхи, злость и зависть. В конечном счете, мы сами съедаем себя изнутри, генерируя все эти чувства.
Почему образ мальчика? Детство — это противоречивое время. И дети, чья психика ещё не сложилась, очень часто колеблются между агрессией и любовью. В борьбе этих двух противоположных начал, невинности и дерзости, строится новая жизнь.

Образ ребёнка с ангельской внешностью, целящегося из рогатки в невидимую мишень, — это образ общества в целом, которое способно либо спасти себя и
реинкарнировать, либо уничтожить».

Алёна Фахретдинова
«Высвобождение»

Алена-Фахретдинова.jpg

Моя работа – это размышления на тему табуирования и ограничений в выражении эмоций. Общество навязывает нам разные шаблоны поведения, и религия идет с ним рука об руку. Мы зачастую с самого детства оказываемся в плену стереотипов и общественных условностей, вынуждены верить в то, во что верит большинство. Наши эмоции не исключение, и тоже подвержены запретам и ущемлению.

Как часто мы слышим, что испытывать страх – это стыдно? Что грустить – это плохо? Что плачут только слабаки? Что гнев и агрессия – это ненормально, и вообще грех. В этом, конечно, есть определенный смысл, ведь таким образом общество устанавливает правила, которые позволяют поддерживать здоровую атмосферу в социуме. Но тем не менее, есть и отрицательная сторона игры по этим правилам.

Мы настолько привыкаем к этим мыслям, что даже наедине с собой не можем принять тот факт, что чувствовать негативные эмоции – это нормально. Мы часто их не понимаем и отрицаем. И не можем дать выход злости и переживаниям, сдерживаем слезы и терпим в надежде, что все как-нибудь само пройдет, отпустит. Нередко все это еще и сопровождается чувством вины за то, что в нас есть нечто негативное, и это только усугубляет ситуацию. Ведь сдерживание и удушение эмоций в итоге часто приводит к проявлениям более серьезного уровня: болезни, панические атаки, алкоголизм, суицид.

Так как же в итоге нащупать эту грань между личным и общественным: как принять себя с правом на отрицательные эмоции и высвободить их так, чтобы не навредить себе и не быть в то же время отвергнутым обществом?»

Мария Смородина
«Время внутри»

Мария-Смородина.jpg

«Время — понятие довольно протеворечивое. Время течет и стоит.

Оно тягучее и стремительное. Оно может быть пустым и насыщенным.

Оно было до нас, но до нас без нас его не было и не будет после нас, но, все же, оно останется для других.

Это одновременно макисмально объективная и максимально субъективная субстанция, хаотичная в наших воспоминнаниях и упорядоченная в нашем
восприятии.

Каждый момент времени связан с последующим и предыдущим, но при этом может являться автономной единицей – картинкой, застывшей в нашем
воспоминании. 

Время – это движение и изменение, но перестает ли оно сущестововать там, где нет пространства и нечему изменяться? Перестает ли оно существовать там, где нет наблюдатателя? Каким образом оно делится на моменты и что они из себя прдставляют? Сколько информации несет в себе момент времени? Если он статичен, то время в нем не движется и значит момент содержит в себе ноль времени, и из совокупности этих нолей складывается бесконечый объем времени?

Время, жизнь и сознание неразделимы. Появление времени ассоциируется в науке с красным цветом, обладающим самой длинной волной в цветовом диапозоне, тем же цветом обладает и кровь, когда в ней течет время. Кровь, в некоторм смысле, дневник времени – в ней хранится вся генетическая память о нас и наших предках. 

Кровь вместе со временем, течет по нашим венам и сосудам, заставляя нас двигаться в будущее и не давая возможности остановиться в настоящеем или
вернуться в прошлое. Время рождает собой бесконечное количество вопросов, ответы на которые, возможно, никогда не будут найдены, но даже такое предположение не способно остановоить этот поиск, так как время – ключевой параметр нашего существования, оно повсюду и внутри нас.

Ульяна Грошева
«Без названия»

Ульяна-Грошева.jpg

«Не так давно, разбирая старые вещи, мама нашла мои детские игрушки. Мне было 2,5 года. На них какое-то абстрактное, бесформенное, я бы даже сказала,
амебоподобное существо. Рядом маминой рукой с моих слов стояла подпись, что это я! Мой внутренний голос на тот момент, видимо, был уверен, что это истина, а разве кто-то мог доказать обратное? Еще мама пояснила, что эти рисунки были и на обоях. Большинство из нас помнят советские бумажные обои, а под ними несколько слоев старых газет. Эти моменты застыли у нас в памяти и имеют четкую ассоциацию с детством.

В детстве зарождается личность человека и, самое главное, это наше прошлое, которое есть у каждого. Практически в каждой семье есть истории про вещи, разрисованными детьми. Бессмысленные на первый взгляд каракули – выражение внутреннего мира ребенка. Но, к сожалению, взрослые не воспринимают эти работы как искусство и часто наказывают. Происходит некий конфликт систем ценностей. Только родители маленьких художников восхищаются их шедеврами, но почему остальные обходят это искусство стороной? Кто из нас может дать четкое определение абстрактному искусству? Может, вот оно?
  
Валерия Илларионова
«один-не один»

Валерия-Илларионова.jpg

Всё, что вокруг и внутри, пронизано тонкой материей, которую не дано увидеть. Ее возможно только почувствовать, принять или оттолкнуть. Невидимая система, выходящая далеко за рамки одного сознания является такой же необходимой, присутствующей и весомой, как и физическая составляющая.

Существует ли один? Этот вечный диктор в голове, с постоянно меняющимися голосами. Он появляется не просто так. Общаясь, сознание впитывает энергию других людей, в то же время и отдает свою. Незримый поток энергии всегда присутствует и внутри и вне человека. Он не видим, но определенно ощутим. В круговороте общения происходит трансформация каждого из его участников, в какой-то степени одно сознание начинает понимать другое и этим привносит в
себя новую часть, появление которой могло никогда и не состояться без обмена с другим.

Но как бы ни была ощутима эту человеческая энергия, она невидима. Как же ее выразить?

Здесь я прислушалась к выражениям, которые люди постоянно используют.

В этом очень эмоциональном подходе, в какой-то степени, и заключается суть идеи об обмене энергией. Это то, что можно только представить и почувствовать. Это то, о чем можно думать, говорить, но нельзя потрогать.

В процессе общения, как духовного обмена и происходит развитие, обогащение. Энергия душ представляется пластичной, даже жидкой, перетекая, как реки, моря и океаны на нашей планете. Эта непрерывная система может слишком погрузить в себя, поглотить.

Общение, сторонняя энергия необходима как и вода. Но и в том и в другом случае не стоит перебарщивать, как бы этого не хотелось.

Не сложно упасть в омут. Сложно выплыть обратно».

Татьяна Шиганова
«Рождение художника»

Татьяна-Шиганова.jpg

Создавая данный диптих, я размышляла о голубом цвете, небесно-голубом, который обычно появляется перед самым закатом на теплом море или летом. Цвет безопасности и чистоты.

Я описываю его двумя работами — эмбрионом в утробе и залитым молоком пейзажем. Данный цвет не только тело и сущность, сколько эмоциональное состояние равновесия. В работе на дереве для меня был важен материал - дерево, как тело и все те процессы, которые ощущаются кожей легкими, животом во время нахождения в теплой голубой среде. Момент неосознанного наиболее важен. Фотоэмульсия использована как отсылка к рентгену. Материал, проявляющий». 

По словам куратора программы Михаила Левина, ключевой рекомендацией преподавателей для всех студентов стало более глубокое погружение в контекст работ и его анализ, осмысление. Следующий семестр будет посвящен изучению техник 3D-медиа, с которыми студенты продолжат знакомиться в мастерских БВШД.