«Сакральное» — это то, что присуще только человеку, это само восприятие, условие человеческого, неживотного, то, что вызывает в дрожь и заставляет трепетать.
Религия и культы, в той или иной форме, сопровождали человечество на протяжении всего существования и по настоящее время существуют в различных формах. Мистерии и мистериальные культы развивались больше тысячи лет. Будучи свободными от национальных и политических ограничений, они выражали потребностям каждого времени, могли иметь характер от грубого материализма до тонких и чистых устремлений, при этом всегда сохраняя элементы общего суеверного настроения.
Иррациональность человеческого бытия, сознание собственной смертности, «эротическо-мистическое преодоление» требовали формы. «Культ не просто утверждает человеческую природу, а доводит ее до размаха... обостряет, подстрекает на аффект, дает ему признание, утверждая в его правде и выявляет сильнее, чем он бы мог проявиться естественно…отменяет запреты и ведет к запрещенному…». Наши порывистые, хаотичные состояния обретают план. Все становится неслучайным и осмысленным.
4/1. Жертвоприношение
Объект. Шкура, жир, эпоксидная паста. 150х100х33
Религия не предполагает наличие веры в Бога, а предполагает идею отделения священного от мирского. Переходы животных, людей, вещей из одной сферы в другую регулируется ритуальными практиками (крещение, освещение, жертва). Между тем, до церемонии ни жертвователь, ни жрец, ни место, ни орудия, ни жертва не обладают священным статусом. Смысл жертвоприношения — придать им его. Жертвоприношение — это сделка, и это долг, где смешиваются выгода и бескорыстие.
4/2. Тавроболий
Инсталляция. ДСП, неон. 1000х250х80
Один из самых кровавых вариантов жертвоприношения. Акт крещения, ведущий за собой перерождение, сила которого хранится в течение примерно двадцати лет, хотя некоторые считали его вечным. Сила крови – сила цвета. Красная кровь, красное вино, любовь и война красного цвета. Красное способствует притоку крови. Сильное впечатление от красного может длится несколько часов. И лишь после Распятия кровь животного перестала быть нужной, так как заменилась на кровь самого Бога.