Что такое sustainability, или по-русски — устойчивый или ответственный дизайн?
Если переводить дословно — это устойчивость окружающей среды, ее способность выдерживать воздействие человека. Термин появился и получил широкое распространение в конце 1980-х годов; о нем впервые заявили на заседании ООН в 1987 году в докладе о проблемах климата. Но само понятие устойчивости существовало намного раньше.
Устойчивый дизайн помогает окружающей среде быть устойчивой. Но когда речь заходит о том, какими методами можно этого достичь, начинаются расхождения. Существует огромное множество способов достижения этой устойчивости, начиная от устойчивого менеджмента и заканчивая устойчивым развитием как траекторией в целом. Одна из самых распространенных теорий — сбалансированное взаимодействие окружающей среды, социума и экономики. Если эти три сферы находятся в балансе, то у нас происходит устойчивое развитие.
Однако вектор экономики и вектор, направленный на сохранение ресурсов окружающей среды, не совпадают — чаще всего экономика решает свои задачи за счет потребления ресурсов. Часто, когда говорят об эко-дизайне, говорят об экологической составляющей, о векторе окружающей среды, но забывают про человека. И опять же, экономика решает свои проблемы за счет людей в том числе. Достичь баланса этих трех сфер непросто, но думать об этом нужно.
Как же дизайн может способствовать хорошему развитию, как он влияет на те или иные процессы?
Первым в широком смысле об этом задумался Виктор Папанек. Он описывал принципы устойчивого дизайна в книге «Дизайн для реального мира» и основал дизайн, ориентированный на человека. Однако, он решал эти вопросы за счет эстетики, ему было важнее решить какую-то функциональную задачу, чем создать красивый объект.
Изданная в 2002 году книга «От колыбели к колыбели» Михаэля Браунгарта тоже повлияла на развитие понятия устойчивого дизайна. Михаэль Браунгарт, химик и архитектор, описывает создание дизайна на основе циркулярной экономики. То есть ты берешь ресурсы от природы и должен эти ресурсы ей вернуть, ты должен создавать дизайн с пониманием того, как он умрет, думая о том, как созданный дизайн может послужить людям, когда он уже будет не нужен.
Дизайн — ключевой агент изменений, он не подстраивается под что-то, а выступает драйвером изменений. Дизайн создан человеком и для человека, он создает не только вещи, но и практики, и способен влиять на целые процессы.
В своем проекте Beresta Project я развивала именно этот подход. Если посмотреть на социум и на бедность, то можно заметить, что бедность в основном распространена в региональных центрах и деревнях. Чаще всего далеко от мегаполисов расположена деревообрабатывающая промышленность. Если посмотреть на то, как обрабатывается дерево, можно узнать интересную статистику. Только 11% от всего объема, который обрабатывается, используется дальше, а остальное сырье просто выбрасывается или сжигается. На мой взгляд, это именно то сырье, которое может быть использовано. И мы решили этим проектом связать лесозаготовителей и ремесленников, потому что они знают, как работать с берестой. Дизайнер в этом случае становится таким связующим звеном. С помощью дизайна можно соединять специалистов из разных сфер, разные поколения, город и деревню — товары, которые потребляются в городе, изготавливают в деревне. Проект помогает сохранять традиции.
Мы стараемся поддерживать различные сообщества, использовать местное дешевое сырье, которое по сути является мусором, делать функциональный продукт. С точки зрения экологии, тот факт, что бересту не сжигают, способствует сокращению выбросов CO2. Таким образом, ты не создаешь продукт для рынка. Мы исходили из исследований того, в какой среде мы находимся и на какие процессы мы можем повлиять, чтобы принести меньше вреда и больше пользы. Это больше про создание практики с системным подходом, траектории того, что может быть по-другому. Это не инновационный продукт, это инновационный подход с точки зрения практики.