О том, какие проблемы и задачи стоят сегодня перед фэшн-индустрией и какие технологии уже существуют для их решения, рассказали эксперты на дискуссии Fashion Tech. Своим мнением и инсайтами поделились куратор программы «Дизайн одежды» Владимир Тилинин, директор по развитию fashion-категорий и специальных проектов «AliExpress Россия» Сергей Парфёнов, дизайнер и основатель марки одежды из переработанного денима KA MI Екатерина Михайлова, заместитель директора по развитию компании Texel Александр Юхневич, дизайнер одежды и текстиля, преподаватель программы BA (Hons) Textile Design Нина Вересова.
Мы записали для вас основные тезисы беседы.
Технологии против проблем ритейла
Одна из больших проблем современного ритейла — это возврат вещей и невыкупленная одежда, которая отправляется в мусорную корзину. Массовое производство с одной стороны упрощает доступ к одежде, с другой — это полное отсутствие персонализации, как по вкусу покупателя, так и банально по параметрам фигуры. Вот какие решения предлагают участники дискуссии Fashion Tech.
Перемерить людей: актуализация размерной сетки
Говоря о будущем, мы понимаем, что через 50 лет люди могут выглядеть совершенно по-другому: может измениться средний рост, наклон шеи, другие параметры. Однако сейчас мы живем и покупаем вещи в размерной сетке, составленной сорок лет назад.
Александр Юхневич: «Современные российские ГОСТы по размерным сеткам основаны на исследованиях 1986-го года. С тех пор люди выросли, у кого-то увеличились пальцы, у кого-то изменилась осанка и так далее. Но до сих пор одежда производится по этим стандартам. В Британии была аналогичная ситуация. Они провели национальное цифровое исследование, отсканировали 10 тысяч человек и выяснили, что их размерные сетки не подходят 70% населения. В России ситуация вполне возможно еще хуже, так как наши стандарты сформировались очень давно. Несоответствия размеров — это одна из причин того, что каждый год утилизируется 91 миллион тонн текстильных отходов.
Во многих странах на национальном уровне запустили проекты по актуализации размеров: в Таиланде, Индии, США. Мы активно продвигаем такой проект в России, его поддержали правительство РФ и Агентство стратегических инициатив, он вошел в топ-30 национальных проектов, в ноябре прошлого года.
Что мы планируем сделать? Взять репрезентативную выборку, для России по нашим подсчетам это 70 тысяч человек: 50 тысяч взрослых, 20 тысяч детей. В 12 городах-миллионниках установить 3D-сканеры и провести исследование людей во всех возрастных категориях. Так мы сможем обновить стандарт, избежав погрешностей ручных измерений».
3D-ателье и цифровая примерка
Сергей Парфенов: «Я думаю, что однажды наступит точка сингулярности, когда уровень развития технологий и начнет опережать их бытовое понимание. В этот момент люди, уже привыкнут к тому, что существует 3D-принтер и неважно, как он работает. Человек вряд ли будет понимать его устройство, он просто будет пользоваться им, как микроволновкой. Через 50 лет 3D-принтер войдет в каждый дом, и у каждого будет своя мини-фабрика. Alibaba будет продавать паттерны, принтеры, курсы по работе с этими принтерами, по дизайну. У людей появится возможность производить уникальные кастомизированные продукты под себя. Я думаю, за этим будущее».
Александр Юхневич: «Наша компания с 2014 года занимается разработкой оборудования, которое позволяет создавать цифровые аватары людей. По сути, цифровую копию человека с точной антропометрией и визуализацией. За 30 секунд сканирования человека создается его 3D-модель. В дальнейшем, эта модель прогоняется через нейросеть. Программа определяет более 90 ключевых обхватов, а 3D-модель легко транспортировать в популярные системы для работы с цифровым дизайном. По сути, это цифровое ателье. Отсканированного человека сразу можно одеть, создать вещи, которые будут персонализированы. И в дальнейшем передать на производство или на принтер.
Уже сейчас мы работаем с несколькими брендами над цифровой примеркой одежды. Пользователь может ввести свои параметры (рост, вес, основные обхваты), загрузить свою фотографию, и за 20 секунд генеративка с проецирует посадку товара на пользователе. Надеюсь, что на крупных площадках брендов-ритейлеров, вы увидите это решение уже к началу лета».
Переработка и апсайклинг: цена и ценность
Переработка и апсайклинг — это тренд, который создает будущее уже сейчас. Однако то, что внешне выглядит классной идеей, внутри оказывается трудоемким процессом со множеством препятствий. Из-за того, что апсайклинг – это непросто, растет и цена продукта.
Екатерина Михайлова: «Шведский институт стандартов дает цифру 800-900 литров чистой пресной воды на одну пару новых джинс. Сюда входит и выращивание хлопка, и добыча нити, и окрашивание ткани, и производство. 111 из этих 800-900 литров, уходит на обработку, отбеливание, протравку, окрашивание, и так далее. Я принимаю старые джинсы и делаю их них новую вещь, так что все затраты ресурсов, связанные с производством и подготовкой ткани, исключаю из процесса. Во-первых, вещь не отправляется на помойку, это уже сокращение углеродного следа, во-вторых, из цикла уходит весь процесс создания и подготовки ткани. На новую вещь уходит меньше воды: в моем производстве это где-то 50 литров.
Я договорилась о сотрудничестве с Собиратором, потому что знала, что туда приносят текстиль. Сначала я думала, что это просто: беру вещь, перерабатываю, нулевая себестоимость практически, можно даже что-то заработать. Оказалось, все не так просто. Вещи эти в себестоимости совсем не дешевые. Во-первых, ткань все равно нужно провести через обработку, прежде чем делать новую вещь: протравка, окрашивание. В России всего два цеха, которые занимаются переработкой денима: в Москве и Ростове. Мне, к сожалению, подошла только фабрика в Ростове.
Затем я работаю с готовым материалам, каждую вещь делаю уникальной: где-то есть вышивка, пэчворк, другая ручная работа. Это тоже повышает стоимость. В итоге мои вещи в 2-3 раза дороже новых джинс из Uniqlo.
И это не единственная сложность при покупке. Часто людям сложно преодолеть тот факт, что вещи уже кто-то носил. При обработке, которую мы проводим, ни одна бактерия не выживет. Но брезгливый человек не может увидеть, что это безопасные вещи, все равно его будет этот факт смущать. Особенно когда вещь стоит не 2000. Он подумает: пойду лучше в масс-маркет и за 3000 рублей куплю что-то похожее по дизайну».
Владимир Тилинин: «Дизайн одежды и фэшн — это две части одного явления, но все же это разные вещи. Дизайн отвечает на вопрос, на потребность, он решает что-то как механизм. А фэшн — это наша реакция на человеческий образ, это своеобразный язык выражения, это культура.
С одной стороны, мы должны научиться делать вещи такими, чтобы они не перерасходовали человеческие и природные ресурсы. Если получится в эту систему уместить еще структуру, связанную с полезностью и самовыражением, то мы этот вопрос решим. Но как добраться в эту точку? Наша задача на ближайшее время – понять это».
Мода на выброс: цифровые луки для Instagram*, предсказание трендов
Некоторые вещи отправляются в утиль, так и не попав ни в одни руки. Другие покупают «на один раз», чтобы сфотографироваться для Instagram* или выйти на красную дорожку. Какой ответ на это могут дать современные технологии?
Цифровые луки
Сергей Парфенов: «AliExpress уже успел выпустить свою первую мини-капсулу цифровых луков. Не могу похвастаться, что мы ее распродали, и в каждом гардеробе есть цифровой лук. Но это продолжает идею 3D-аватаров. Я уверен, что вопрос создания цифрового аналога фэшн-индустрии для аватаров уже не за горами.
Balenciaga, например, сделали скины для компьютерных игр. Поколение зумеров играют в онлайн-игры и они могут купить цифровую одежду для своего игрового персонажа. Скорее всего, любая многопользовательская игра, позволяющая самовыражаться, будет монетизировать все возможности кастомизации. И со временем это выйдет за пределы компьютерных игр. Как на айфонах можно создать эмоджи с вашим лицом, так на Facebook появятся ваши аватары.
Селебрити тратят сотни тысяч на одежду, которую надевают один раз для фото и затем выбрасывают. Можно заплатить меньше за цифровой лук, получить тот же эффект. Цифровая одежда позволит удовлетворить потребность в самовыражении через одежду и сократить выбросы».
Александр Юхневич: «Цикл производства одежды в массмаркете может занимать до года. Есть и исключения: ZARA выпускает в среднем 16 коллекций в год. Но по большей части, особенно на российском рынке, от начала разработки коллекции, до ее поступления в продажу проходит 12 месяцев. На момент разработки вы можете учитывать все тренды, но когда через год коллекция в несколько сотен тысяч экземпляров отшита, она может отправиться на свалку. Тренды изменились, вы ошиблись, люди не хотят покупать эти вещи. В связи с этим один из самых горячих стартапов за последние 3 года — это решение, которое позволяет предугадывать, что будет модным через год. Чтобы бренды могли как-то ориентироваться, что им шить».
Во что превратится традиционный ритейл
Разговор об онлайн-шопинге и цифровых аватарах неизбежно приводит к теме судьбы традиционных магазинов и торговых центров. Выживут ли они? И как будут выглядеть в ближайшем будущем?
Владимир Тилинин: «Обычно, все, что касается магазинов предполагает контакт людей с предметами. При каких условиях эта необходимость может остаться? Когда вещи уникальны. Когда они действительно необычны, и их нужно потрогать. Когда в них очень высокий уровень технологичности или каких-то отличительных черт, которые требуют этого контакта. Поэтому, на мой взгляд, крупные торговые центры перейдут в формат доставки вещей с примеркой. Но маленькие магазины, будут конкурировать за счет уникальности контента и услуг».
Сергей Парфенов: «Келвин Кляйн и Томми Хилфигер первыми в Европе и в мире уловили новый тренд на диджитализацию, когда еще не было коронавируса. Они начали делать диджитал шоурумы. Все крутили пальцем у виска: что же делать байерам? Как прийти и потрогать вещь? Затем случилась пандемия и байеры перестроились. Никому особо уже трогать не надо, потому что из сезона в сезон ткань примерно одинаковая. Чем же тогда будут жить офлайн магазины? Тем, чем живет сейчас, например, флагманский магазин Томми Хилфигера в Дюссельдорфе. Они его перестроили в паблик спейс, где есть шоурум, кафе, услуги, консультации, презентации, лекции».
Александр Юхневич: «Традиционный ритейл в перспективе десяти лет значительно потеряет свои доли, но то же время он точно будет жить. Чисто цифровые бренды, у которых не было присутствия в оффлайне, открывают свои магазины. Изменится формат, это будут не просто товары, это будет некий новый опыт,когда вы идете за покупкой вещи, а вместе с этим проводите время с друзьями».