Так, студентка программы Анна Каракозова разрабатывала брендинг для глобального движения и международной олимпиады среди людей, использующих бионические протезы рук и ног, манипуляторы с нейро-компьютерным интерфейсом и экзоскелеты. Мы поговорили с Анной о том, как появилась идея проекта Cybathlon и как передать языком графического дизайна ощущение объединения и преодоления.
— Расскажите про проект. Как появилась идея?
— Нашим первым этапом работы стал выбор и обоснование темы. На это ушла большая часть первого семестра. Нужно было выбрать тему, в которой есть конфликт, противоречие, которые можно разрешить при помощи коммуникации. Я долго не могла нащупать сферу, которая цепляла бы, соответствовала моим ценностям. Перебирая новости науки, я набрела на статью 2016 года «10 терминов, которые войдут в нашу жизнь» — и среди них был Кибатлон. Я перешла по ссылке и начала изучать.
Выяснилось, что Кибатлон — это соревнования паратлетов, использующих высокотехнологичные вспомогательные устройства, включая робототехнику. В отличие от олимпиады и паралимпиады, любые современные технологии тут приветствуются, а не ограничиваются. Такие соревнования уже один раз проводились в Цюрихе в 2016 году и собрали около 80 команд из 25 стран мира.
Самое главное отличие в том, что на Кибатлоне спортсмены не бегают наперегонки с ветром и не прыгают выше головы, их задача одновременно и проще, и сложнее, чем у атлетических занятий: они имитируют жизнь. Каждое привычное нам действие для них оказывается вызовом: вкрутить лампочку при помощи бионической руки или подняться по лестнице в экзоскелете — за каждым небольшим шагом стоит огромная работа ученых, инженеров и самих атлетов. Но это не делает соревнования менее зрелищными. На небольшой спортивной арене Цюриха собралось столько сильных духом людей, там было столько поддержки и сопереживания их близких, столько труда ученых и производителей технологий, что у меня до сих пор накатывают слезы от эмоций.
Тогда я поняла, что это моя тема, я хочу доступными мне инструментами графического дизайна передать ощущения объединения и преодоления.
— Как строилась работа над проектом?
— Работа еще не закончена, но уже пройден большой путь. После согласования тем, каждый студент начал семиотический анализ, в ходе которого исследовали культурные коды (набор образов, связанных с каким-либо комплексом стереотипов в сознании). Зубодробительно сложный, но интересный предмет. Я изучила, как в массовой культуре раскрывается тема киборгов и обнаружила, что этот код несет угрозу и опасность. Чтобы избежать негативных коннотаций, в коммуникации нужно найти баланс между технологичностью и органичностью. Плюс, это спортивное мероприятие, значит, будущий бренд должен быть решительным, динамичным и открытым. Суть бренда — соревнования, в которых выигрывают и люди, и технологии.
Далее наступил этап рисования знака, логотипа, паттернов, составления первых типографических композиций. На каждой встрече с кураторами возвращались к главе с исследованием и сверялись, соответствует ли графическая концепция позиционированию.
Параллельно шли консультации по фотографии, режиссуре видеомонтажа, шрифту, моушн-графике. Каждый преподаватель помогал расширить проект, взглянуть на него под новым углом.
— Что для вас ответственный дизайн — вообще и в графическом дизайне, брендинге?
— Недавно я искала фотографии с одной из выставок, которую оформляла пять лет назад. И Google Картинки моментально высыпали мои афиши и баннеры к ней. Меня поразило, что выставка давно закончилась, а моя работа все еще лежит на поверхности, стоит только отправить поисковый запрос. В этом для меня главная ответственность дизайнера — осознавать, что работа, которую ты делаешь, имеет риск остаться с людьми надолго, стать частью их визуального языка. Поэтому, как любят повторять наши кураторы, она должна быть убедительной, оригинальной и безупречного качества.
— Как графический дизайнер может сделать мир лучше? Какие проблемы можно решить с помощью дизайна?
— Прежде чем пытаться что-то улучшить, стоит внимательнее посмотреть на то, что уже есть. Нас окружает колоссальное количество информации. Продолжать в геометрической прогрессии ее увеличивать — сомнительное решение. С этим справляются мемы с котиками. Дизайн способен на большее, он может сделать мир удобнее, доступнее, а нашу общую визуальную культуру — дружелюбнее. Мне близка формулировка дизайнера-самоучки Дэвида Рудника: «Такой процесс мышления — думать о проекте и его роли в мире — и есть графический дизайн».