Главное, что показывает нам гудящий вокруг пандемический шторм, — рабочие пространства, как никогда, необходимы и останутся с нами, как железобетонно востребованная типология.
Главное, что услышали в инфошуме многие нерадивые руководители и владельцы бизнеса, которые предпочитают запоминать то, что им выгодно, и не дослушивать до конца, — это то, что всех можно отправить на работу удаленно.
Ровно между этими парадигмами нам необходимо вести просветительскую деятельность, никогда не впадая в максимализм и не абсолютизируя ни одно из решений.
Полтора года работы внутри локдаунов разной степени тяжести постепенно начинают приносить нам статистические данные, которые имеет смысл интерпретировать, анализировать и делать выводы. Поверьте, все, что было сказано ранее, лишь гипотезы и хайп.
Если обратить внимание на график выше, то вы увидите, что 40% респондентов так или иначе назвали главной проблемой нехватку общения и совместного творчества, сотрудничества. Казалось бы, «зумеризация» должна была перекрыть весь этот негативный тренд, но не смогла, поскольку все еще остается технологией связи, но не общения. В видеоконференции, как и в театре, все говорят по очереди, нет диффузной дискуссии, когда слово одного мгновенно стимулирует цепочку ассоциаций и размышлений другого и взрывной силой врывается в спор, создавая качество дискуссии. То есть, сам процесс может и запускается, только нет возможности его мгновенно выплеснуть, технология односторонняя… Говорит один. Невозможно говорить одновременно, а это убивает остроту и скорость.
Нам всем жизненно необходимы места для совместной деятельности — разной, но такой вдохновляющей. Каждый раз произнося мантру: «Офисы уже никогда не будут прежними», мы должны четко представлять себе, какие именно офисы. Офисы в Европе и Америке, а также офисы глобальных корпораций в России? Офисы российских компаний среднего звена? Офисы в Азии, Индии и Китае?
Трансформация рабочих пространств эволюционно продолжается более 10 лет, ее основной тренд — создание пространств командной работы, гибких трансформируемых пространств, зон неформального общения и точечных анклавов концентрированной работы по запросу. Явный тренд на сокращение стандартных персональных рабочих мест в пользу увеличения гибких, разнообразных не закреплённых мест.
Ничего не напоминает? Разве это не то, что сейчас упорно называют «гибридный офис», или «постковидный офис», или еще как-то — «никогда-не-будет-прежним-офис»?
В основе любого рабочего пространства (от завода, фермы и до офиса) лежит его технологическая производственная цепочка и система управления. Это два глобальных фактора влияния, которые действительно постоянно требуют внимания и обновления. Абсолютному большинству офисов в России, Азии, Индии требуется гуманизация, обращение к человеку, его потребностям (не абстрактным «хотелкам», а именно потребностям), в которых кроется огромный потенциал роста производительности труда. Средствами дизайна можно и нужно раскрывать творческие способности людей всех профессий, не верьте тем, кто говорит — моя профессия нетворческая. Они еще просто не познали мощь «светлой стороны».
Закончу цитатой архитектора Деннис Скотт Браун, как нельзя лучше отражающей суть нашей профессии: «Архитектура не может заставить людей объединяться, она может лишь планировать места их пересечения, устранять барьеры и делать места для встреч удобными и привлекательными».
Иллюстрации — Dezeen.