Генерируем: от вдохновения до концепции
Все начинается с вдохновения. Искать его можно где угодно: на художественных выставках и концертах, в настоящем, прошлом и будущем, в глобальных явлениях и личных историях. Главное — найти то, что будет вас цеплять.
Алиса Лапычева: Концепция может начаться с истории или даже одного слова. После это вы переходите к мозговому штурму. Когда я думала о том, о чем я хочу рассказать в своей коллекции летом, я решила, что это 100% будет о России. Это важная тема: я из России, я учусь в России, но на Британской программе. Я хотела как-то показать нашу культуру, наших людей. Главное слово — Россия. Далее идет брейнсторм, развитие одного слова в идеи.
Россия — люди. Люди — менталитет. Образ жизни. Стиль. Общение, язык. Литература. Религия. Когда вы определили точку вдохновения, развили ее и поняли, какие аспекты темы вам интересны, наступает самый сложный этап: разработка концепции. Может быть, вы хотите поднять какую-то проблему или вопрос и даже дать решение. Возможно, это персональная история, которой вы хотите поделиться и получить фидбэк.
Например, одна из наших одногруппниц решила высказаться на экологическую тему, ее фокусом стала переработка материалов. Она развила концепцию до вопроса: как мы можем помочь экологии посредством фэшна? Для своей коллекции она не покупала никаких новых тканей, не использовала материалы, которые невозможно переработать. Вся ее коллекция была сделана из уже существующих вещей. Она их распарывала, отрезала, что-то добавляла, перекрашивала. Также она добавила свою персональную историю, которая была связана с арктическими походами. Точка вдохновения, личная история, инструменты и смыслы вылились в очень красивые наряды.
Необязательно всегда идти по пути «проблема — решение». Можно построить концепцию на открытом вопросе, наблюдении или совместить разные заходы. Ваша задача — взять как можно больше и идти как можно дальше, чтобы потом из всех идей и заготовок вы могли выбирать. Проведите исследования, обдумайте свою философию, как можно соединить идеи и получить что-то новое.
Ищем идеи и эстетику: ресерч, мудборд, скетчбук
Определившись с концепцией, можно начать погружение в тему, исследование деталей и фиксацию попутно возникающих идей.
Анна Черемушкина: Мы вынашиваем ресерч, как своего ребенка, за 9 месяцев. Ресерч — это документация первых вдохновений. Это могут быть фотографии, вырезки из журналов, ваши личные исследования. Вы сходили в галерею, куда-то еще, сделали фотографии, поняли, что вас вдохновляет. После этого можно начать делать зарисовки, идеи для принта. Это очень важный аспект в развитии любого творческого проекта, необязательно даже в фэшне.
Скетчбук — это настольная книга, в которой загружены все ваши мысли. Когда вы делаете свою коллекцию, вы можете зайти в тупик, оказаться ступоре, не понимать, куда идти дальше. Скетчбук хорош тем, что в нем есть линия развития. Вы можете вернуться на 3-5 шагов назад и посмотреть, что вы делали. Возможно, через какое-то время на вас снова нахлынет вдохновение, которое было на первых порах. Все это важно фиксировать, потому что во время создания концепции вы будете переживать разные процессы: любить проект, ненавидеть его, снова любить. Хорошо иметь возможность вернуться назад и посмотреть за своим развитием.
Алиса Лапычева: В своем проекте о России я остановилась на теме людей и менталитета. В основном, я говорю о людях за пределами Москвы. В Москве у нас достаточно стереотипный менталитет, а в регионах люди немного иначе живут. У них другой образ жизни, у них другие возможности.
Перед тем как прописывать концепт и разрабатывать идею, я очень много путешествовала по России, фотографировала людей. Меня это очень вдохновило. Как они выглядят. Они очень свободны, они не задумываются, что о них кто скажет. Они могут совместить, не знаю, леопардовую юбку и цветочный принт на футболке. Они будут чувствовать себя очень классно, они будут себя любить. У нас, в Москве, такое редко заметишь, поэтому такие яркие эмоции меня очень вдохновили. Изначально, я смотрела на наши традиции: на то, как люди одеваются ярко, на разные книги, на некоторые наши забавные свадебные традиции.
После этого я составила мудборд — это компоновка ваших первых идей, общее настроение. Он вдохновлен бабушками, традициями, менталитетом,пакетами в клеточку, рынком. На мудборде вы можете примерно понять цвета, эстетику того, что вам нравится.
Анна Черемушкина: Меня для финальной коллекции изначально заинтересовала маскулинность и мужской костюм. Я начала с ресерча про английских и русских денди, про русскую интеллигенцию начала ХХ века. Дальше у меня пошло ответвление к Нижинскому и Русским сезонам. У меня появились отдельные идеи, которые я соединяла в один сюжет. Я решила добавить историю своей собственной семьи. У моего пра-пра-прадеда была своя типография в Москве. После революции она исчезла, потому что пришли большевики и все снесли. Для меня это была огромная утрата, хотя я никогда не была в этой типографии. Если бы не случилась революция, эта типография, этот бренд, мог бы жить дальше и мог бы стать частью меня. Поэтому в моем мудборде появились принты с буквами.
По итогу я составила два мудборда: один про мужской костюм, образ денди, второй — кириллица, дореволюционная Россия, типография. Я сделала из кириллицы абстрактные принты. Оба этих направления соединяются в одну эстетику. Один из объединяющих моментов для меня — это синий цвет, потому что он ассоциируется у меня с краской, которую используют в типографиях, когда печатают книги, журналы.
Ищем уникальность: Surface Design
Surface Design — это разработка ткани, материала для коллекции. За принтами, которые в повседневности мы воспринимаем как должное стоит огромная концептуальная и техническая работа.
Анна Черемушкина: Главное, чему на учат в Британке, — это быть аутентичными. Нельзя просто взять готовую ткань, отшить из нее коллекцию и готово. Во всем нужно идти от идеи. Ткань нужно продумать и сделать самостоятельно. Во всех коллекциях Британки однотонных тканей процентов 20, наверное. У нас на курсе кто-то жег ткань, кто-то делал принты, девушка с экологическим проектом разрезала готовые вещи на ленточки и плела из них ткань.
Здесь мы приходим к surface-дизайну, то есть разработке тканей для наших коллекций. Для меня это были абстрактные принты из букв. Я обратилась за вдохновением к художникам, которые делали коллажи из бумаги, в том числе из текста. Я решила, что хочу сделать что-то подобное, но из кириллицы. Также я печатала портрет моего прадедушки, его профиль. Был у меня и цветочный принт, казалось бы, что может быть проще? Но нельзя брать готовый принт, нужно отрисовать цветы. Я рисовала их от руки, одной линией, переносила их на специальную бумагу, а затем на ткань.
Алиса Лапычева: У меня порядка семи коллекций только принтов на разные темы. Я вдохновлялась тем, как одеваются люди в регионах: горошек, клеточка, рыночные чеки и ценники, мои личные фотографии из ресерча. Наблюдения, надписи.
Мой Surface-дизайн включает в себя не только ткань, хотелось добавить чего-то веселого, необычного. У бабушки на даче я сидела за столом и поняла, что клеенчатая скатерть на столе — это очень популярный кухонный атрибут, и решила сделать половину коллекции из этой клеенки с принтами.
Реализуем: ренч-планы, макеты, примерки
Наконец, все готово к тому, чтобы проектировать костюмы. Начинаются они, как правило, с эскизов и ренч-планов.
Анна Черемушкина: Ренч-план — это когда ты отрисованные образы склеиваешь в одну коллекцию. И таких планов может быть миллион, и строятся они до конца работы над коллекцией. Это сборник мудбордов, ткани, силуэтов. Нужно понимать, что все это — живой процесс. Вы можете выйти за рамки своего рент-плана и вернуться обратно. У меня так и было: получалось то что-то очень простое и стандартное, то — невообразимое, огромное и непонятное.
Алиса Лапычева: Еще очень важно, когда вы составляете эскиз костюма и ренч-план, понимать, кто ваш персонаж. Поэтому очень полезно рисовать лицо на эскизах.
Анна Черемушкина: Следующий этап — изготовление макетов. Это уже какие-то понятные готовые вещи: воротнички, корсеты, штаны, пальто. В этот момент коллекция становится реальной, вещи сходятся в одну историю. После коллекция проходит этап примерки и демонстрации преподавателям. Здесь вы можете получать фидбэк, посмотреть на свою работу со стороны, что-то изменить и доделать.
Тогда неожиданно случился карантин. Ты почти в конце пути, нужно продолжать шить, но ты не в студии, где все есть, а дома. Я пыталась что-то прошить на домашней машинке, что-то сделать на манекене. Кто-то из одногруппников пытались делать точные диджитал-дизайны, отрисовывать коллекцию.
В условиях карантина мы не могли уже сдать физическую коллекцию, ее нужно было перевести в диджитал-формат и представить в виде портфолио. Мы делали технические рисунки, прописывали, как шить изделия, где будет находиться принт, какие нитки и пуговицы использовать. Это было очень ново, неожиданно, и вообще страшно. Одно дело, когда ты шьешь, ткань ведет себя по разному. Другое дело — когда ты рисуешь и ты отдаешь рисунок, а получится совершенно другое. До нас все выпуски делали все сами, мы впервые попробовали работать только с концепцией и проектированием.
Финал: готовая коллекция и съемка
Тот самый этап, когда готовые вещи видят конечные зрители, покупатели и критики.
Анна Черемушкина: Моя коллекция в процессе изменилась. Мы сдали рисунки, получили оценку и только летом, когда закончился карантин, ее начали шить. Естественно, многое изменилось.Но это нормально, к этому нужно быть готовыми.
Алиса Лапычева: После того как мы сделали портфолио, отшили свои физические изделия, сшили коллекцию, мы проводили съемку 360 градусов. Завершающий этап – это фотосессия, которая должна поддержать вашу концепцию. Таким образом, процесс ресерча и творчества не заканчивается скетчбуком и эскизом, он продолжается до самого конца.