Максим Деев о том, как связаны киноиндустрия и дизайн мультимедиа
Максим Деев — креативный директор в области медиадизайна. Работал в Sila Sveta, Radugadesign, BBDO. Получал награды Red Dot, Berlin Festival of Lights, Lexus Design Award.
«Концерт звезды может стоить как средний фильм».
— С чего начался дизайн мультимедиа?
— Зародилось это направление относительно недавно и стало результатом появления новых технологий. Благодаря тому, что много денег вкладывали в киноиндустрию, все новейшие технические разработки становились ее частью. Все, что можно делать с движущейся картинкой берет начало там, в том числе весь моушн-дизайн.
Со временем производство фильмов стало массовым и подешевело. Приемы и технологии из кино нашли применение в других сферах. Например, в музыкальной индустрии, где исполнители соревновались друг с другом в искусстве создания шоу.
Новые технологии также использовались в производстве концертов. Кроме световых спецэффектов на сцене начали появляться гигантские экраны, голограммы, применялись различные сетапы. Сегодня концерт звезды может стоить как средний фильм.
Например, грандиозная 3D-история — это концерт Gorillazz в начале 2000-х. Сцену закрывал огромный экран, на который транслировались голограммы виртуальных участников группы. В это время реальные участники были скрыты от глаз зрителей за экраном.
Сейчас подобные спецэффекты стали скорее мейнстримом. Если мы говорим о концертах, то теперь все исполнители стараются переплюнуть друг друга.
— Как называются специалисты, которые помогают им в этом?
— Они могут называть себя совершенно по-разному. Есть люди, которые работают со светом — это медиахудожники. Те, кто создают графику называются моушн-дизайнерами. Если музыкант привлекает независимого художника, то это new media artist. Определений может быть миллиард.
Для этих специалистов сейчас настало удачное время. Растет количество компаний, растет востребованность в самых разных проектах. В России мультимедийный дизайн стал одной из областей, за которую действительно не стыдно.
В октябре 2020 специалисты из российского агентства Sila Sveta приняли участие в онлайн-концерте Билли Айлиш и создали огромных пауков, подводный мир с акулами и ещё несколько виртуальных арт-объектов для знаковых песен исполнительницы.
Мурсал Мамедов о том, где Sila Sveta ищет новых сотрудников
Мурсал Мамедов — технический директор Sila Sveta. Специалист по технической реализации мультимедиа шоу и инсталляций. Участвовал в создании множества международных презентаций продуктов и пространств (BMW, Audi, Lexus, Asus, Samsung, Alcatel, ЦДМ, Artechouse, NASA Space Center), клубных инсталляций (ARMA17, Mutabor), фестивалей электронной музыки (Outline, Signal) и городских мероприятий.
«Кадровый голод на этом рынке действительно есть».
— Какие основные работодатели на рынке мультимедийного дизайна?
— Сейчас в России много компаний, которые делают достойные проекты. Среди них Sechenov.com, которая создает стадионные шоу. Есть dreamlaser, Banana Bread и многие другие. Они совершенно разные, поэтому новичок должен приблизительно представлять, куда он хотел бы устроиться. Сейчас легко посмотреть на проекты, которые делает та или иная компания и, исходя из этого, можно сделать выбор.
— Как вы ищете специалистов для Sila Sveta?
— Когда мы в Sila Sveta набираем новых людей, то размещаем объявления на Facebook, в сообществах, на тематических форумах и на своем сайте, конечно.
— Есть ли проблемы с поиском новых сотрудников?
— Кадровый голод на этом рынке действительно есть. Собственно, как и в любой другой индустрии, квалифицированных специалистов на всех не хватает. Потребности закрываются людьми со смежными специализациями. В нашей команде в большинстве своем самоучки, лишь немногие имеют профильное образование.
— Получается, выпускника профильных курсов с руками оторвут?
— Не совсем так. Скорее всего, сразу устроиться на желаемую должность не получится. Надо понимать, что ни один курс не сделает из вас настоящего специалиста. Поэтому желающим пойти в сферу мультимедийного дизайна я рекомендую наниматься в стажеры и помощники профильных специалистов.
First Man In Space from SILA SVETA on Vimeo.
Визуальное сопровождение концерта в честь 60-летия первого полета человека в космос. Местом проведения выступления стала территория космодрома Байконур. Проект студии Sila SvetaВадим Виногоров о том, как создаются инсталляции для фестивалей и где этому научиться
Вадим Виногоров — CEO в студии FSTR.Tech. Работал управляющим партнером в Avocado Toast; Production Director в компании Sila Sveta; Head of Production в компании Interactive Media by Ascreen. Участвовал в разработке международных проектов для многих известных брендов, включая Disney, Samsung, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Lexus, Microsoft и другие.
«Мультимедиадизайнер — это мультиспециалист. Он знает все по чуть-чуть — код, графику, саунд — и берет задачу полностью "под ключ"».
— Реально ли в этой сфере работать на фрилансе?
— Можно работать на постоянной основе в студии, но я знаю много медиаартистов, которые развиваются, путешествуют и работают на себя. Многие выставки и музеи привлекают таких фрилансеров, чтобы те помогли им оформить инсталляцию.
— Но как справляться в одиночку?
— Мультимедиадизайнер — это мультиспециалист. Он знает все по чуть-чуть — код, графику, саунд — и берет задачу полностью «под ключ». Он знает, как работает пространство, сторителлинг и режиссура. И если вы делаете все это в одном лице, то у вас появляется авторский почерк. Это привлекает зрителей и клиентов.
— Кто в принципе может стать дизайнером мультимедиа? Можно ли выбрать эту профессию, будучи новичком во всех отраслях?
— Вы должны быть специалистом в собственной нише, потому что вам придется наращивать экспертизу в остальных важных областях. Если вы не ничего умеете, будет тяжело прокачать все сразу.
Например, программа Британки «Мультимедиа-дизайн», где я являюсь куратором, рассчитана на дизайнеров, продюсеров, инженеров и разработчиков, которые хотят расширить функционал или получить новую квалификацию.
Также программа будет полезна продюсерам. Она поможет подробно разобраться в предмете, добавить приставку «мультимедийный» к своей должности и собирать команды для подобных проектов.
— Чему будут учить на программе «Мультимедиа-дизайн»?
— Представьте, с инсталляцией взаимодействует множество людей. Чтобы она понравилась хотя бы нескольким, надо удачно использовать множество инструментов.
На курсе студенты будут изучать психологию, режиссуру, свет и другие вещи, которые необходимы для создания мультимедийных проектов — арт-инсталляций для фестивалей, интерактивных решений для выставок, генеративной графики для выступлений артистов, XR-контента и многого другого.
В результате студенты смогут создавать анимацию, использовать принципы сторителлинга в работах, визуализировать разные концепции и идеи. Из прозаичного, но необходимого — научатся готовить сметы, организовывать логистику и устанавливать оборудование. В общем, курс больше про артовую составляющую, меньше про инженерную. Скорее даже про то, как это все соединить.
— Кто будет преподавать на курсе?
— Мы пригласили читать лекции практиков из крупнейших компаний — Sila Sveta, icd.agency, Mail.Ru Group. Также потенциальные работодатели приходят на показ финальных работ.
No time. No future. I'm here. RIP from 404.zero on Vimeo.
Пример инсталляции, которую могут создать студенты программы. На видео проект студии 404.zero «Нет времени. Нет будущего. Я здесь. RIP» Используется лазерный массив и звуковые синтезаторы, управляемые с помощью сенсора kinect и специального программного обеспечения.— Что студенты смогут добавить в портфолио после курса?
— Мы хотим, чтобы каждый студент поучаствовал в создании инсталляции. Работы выпускников будут выставлены в галерее U Contemporary и примут участие в одном из мультимедийных фестивалей — Signal или Intervals. За все время обучения мы делаем три проекта.
Первый — концепция инсталляции, которую студент никогда не сможет воплотить вживую. Например, в силу отсутствия бюджета, опыта, пространства и так далее. Мы визуализируем эту концепцию, смотрим на нее в VR, гуляем вокруг, смотрим, какой она была бы классной. Эта курсовая поможет разогнать воображение и даст возможность создать что-то пространственное без привязки к реальности.
Второй — контент для артиста. Мы подберем артистов, перформеров, музыкантов, которые будут давать студентам что-то на входе, а они будут отрабатывать это в контенте. Например, чтобы полотно колыхалось в такт музыке или чтобы во время танца от перформера разлетались какие-нибудь красивые частицы.
Третий — инсталляция для фестивалей. На этот проект мы потратим больше всего времени. Это коллективная работа 3-5 человек, они будут сами создавать инсталляцию, которая поедет на один из аудиовизуальных фестивалей. У студентов, как минимум, появится кейс в портфолио, поскольку мы будем снимать весь процесс. Возможно, чья-то концепция из первого проекта окажется настолько классной, что мы решим воплотить ее в жизнь.
***
— Что нужно для поступления на программу «Мультимедиа-дизайн»?
— Необходимо сделать следующее:
1) Заполнить анкету-заявление на сайте;
2) Написать мотивационное эссе;
3) Подготовить портфолио с любыми авторскими разработками и проектами в графическом дизайне, брендинге, веб-дизайне, диджитал-дизайне, интерактивном дизайне, анимации.
— Какими программами надо владеть, чтобы не отставать на курсе от остальных?
— Желательно, если студенты ориентируются в Photoshop, Illustrator, After Effects, Cinema 4D на базовом уровне и знают интерфейс Unity, TouchDesigner и Notch.
— Где вдохновляются дизайнеры мультимедиа?
Австрийский фестиваль Ars Electronica — новые имена, инсталляции, компьютерная графика.
Венецианская биеннале — тренировка насмотренности в медиаискусстве.
Berlin Atonal — фестиваль с экспериментальной музыкой и аудиовизуальными инсталляциями.