— Как вы стали куратором?
— Я пришел к курированию современного искусства и проектированию культурных проектов через искренний интерес к практикам отдельных художников. Еще учась на лингвиста в СПбГУ, я заинтересовался культурной политикой, а ощущение сопричастности определенному поколению художников подтолкнуло помочь им с организацией выставок, и я попробовал применить свои способности описывать происходящие в молодом искусстве процессы, двигаясь от письма и живого диалога с художниками.
— Как изменился ваш кураторский подход, когда началась пандемия и долгое время не проводились выставки?
— Период самоизоляции оказался для меня очень продуктивным и заставил в очередной раз задуматься о природе одиночества, в котором мы все оказались в условиях разрушенных привычных социальных связей. Самоизоляция, о которой в своей статье «От карантина до карантина. Руссо, Робинзон и я», написанной во время пандемии этой весной, очень точно рассуждает Катрин Малабу. По ее мнению, мы все переживаем опыт Робинзона Крузо, от которого нужно не спасаться, а наоборот, воспользоваться им, чтобы лучше понять себя и свои желания. Я очень ценю это продуктивное одиночество и в прошлом году собрал вдохновленный статьей Малабу и своими размышлениями групповой выставочный проект «20:20. Время остановилось» в Московском музее современного искусства, для которого 10 молодых художников создали новые проекты-высказывания о новых ритуалах и привычках, порожденных конкретным траснформативным обстоятельством — пандемией.
— Какие компетенции важны для куратора?
— Куратор — это человек с развитой сенсорикой и умением создавать выставочные высказывания на актуальные и своевременные темы. Несмотря на мощнейшую популяризацию и вульгаризацию этой профессии в последние годы, куратор по-прежнему является важной фигурой в международной системе искусства. От продюсера и организатора культурных проектов его отличает умение создавать дискурсивные среды и междисциплинарные исследовательские проекты, писать профессиональные искусствоведческие, критические и теоретические тексты. Исторически куратор вырос из хранителя музея, историка искусства, художественного критика, а за последние полвека не только эмансипировался в независимого исследователя, но и оформился как целостная профессия, и сейчас куратор по-прежнему, подобно режиссеру фильма, определяет содержание и судьбу события, выстраивает сценографию и процесс, дирижирует командой, вдумчиво анализирует художественный процесс и создает продуманные высказывания.
Куратор — человек, который должен вносить в культурное пространство проекты, окрыленные некими новыми смыслами, поэтому он должен быть вовлечен в присущую его времени общественную и интеллектуальную дискуссию, в профессии его должны вести ценности и установки. И именно из новых идей, из нового взгляда на вещи рождается в очень большой степени понимание куратором искусства, культуры и вообще кураторской миссии как таковой.
— В чем принципиальное отличие программы «Практики кураторства» от других похожих программ?
— Программа «Практики кураторства» рассмотрит курирование как жизненно важное звено между культурным производством и социальной сферой в более широком смысле. В отличие от многих других курсов, организованных музеями или частными фондами, готовящих таким образом свои будущие кадры, студенты программы MSСA столкнутся с панорамой разнообразных возможностей современных практик кураторства в актуальном международном контексте (в самых разных институциях — от самоорганизаций и передовых project spaces до государственных музеев и европейских кунстхалле): от сбора, сохранения и изучения современного искусства до разработки новых способов популяризации искусства с помощью интерактивных и автономных показов в нестандартных контекстах, публикаций, педагогических, социальных и перформативных интервенций. Особое внимание на программе «Практики кураторства» будет уделено современным вызовам, стоящим перед проектированием выставочных и образовательных проектов, которые могли бы побуждать всех их участников и посетителей к справедливому будущему.
Учебная программа «Практики кураторства» будет не только погружением в историю становления кураторской профессии и историю выставок, но и научит кураторов думать самостоятельно, обучать навыкам критического мышления, развития своей личной кураторской практики и почерка. Благодаря сочетанию лекций, семинаров, мастер-классов и независимых исследований студенты познакомятся с самыми актуальными дебатами в современной кураторской сфере, особенно в тех случаях, когда они пересекаются с социальными, политическими и этическими проблемами, с которыми сталкиваются кураторы таких институций, как Kiasma, kim? art center, Whitechapel gallery, REDCAT center, музей «Гараж». Программа будет выстроена на постоянном диалоге с приглашенными российскими и зарубежными специалистами выставочного дела, теоретиками и культурными продюсерами, что будет способствовать формированию глобальной международной кураторской профессиональной оптики, а также будет включать закулисные посещения ключевых художественных учреждений Москвы и других российских городов. В частности, по желанию, студенты смогут посетить основные региональные центры современного искусства (Уральская биеннале, петербургский Art Weekend и Кураторский форум и другие) и познакомиться с их проектами. Встреча с кураторами различных российских институций позволит получить бесценный опыт знакомства с реальными ситуациями и профессиональными проблемами активных практиков современного искусства.
— Почему искусству нужна забота?
— Пандемия, несомненно, объединившая людей, усилила наше чувство единства, и все мы стали еще больше заботиться о наших семьях, партнерах, домашних животных, соседях и коллегах. Но в то же время пандемия пролила резкий свет на состояние медицинской помощи, как коллективной, так и индивидуальной: уход за собой никогда не был более индивидуалистичным (и более коммерциализированным). Стало очевидно, что в уходе за собой необходимо отказаться от индивидуалистического подхода к «самосовершенствованию» (уходу за собой, well-being, self-care) и сосредоточиться на улучшении себя на благо других.
— Какие кураторские проекты с заботой об искусстве, себе и планете вы можете привести в пример?
— Искусство и художественные институции после сорока лет эпохи неолиберализма во многом сформированы индивидуалистическим подходом к заботе о себе: многие считают искусство развлечением, объектом для показного потребления, доказательством социального положение и аттрибутом класса, утилитарным инструментом для самосовершенствования. Кроме того, культурные учреждения, особенно частные музеи и фонды, зачастую занимающие позицию политического нейтралитета, часто игнорируют работу, в которой коллективная забота и забота о себе могут принимать форму политического жеста. До недавнего времени политически ангажированному искусству было трудно войти в мейнстримный мир искусства, не говоря уже об арт-рынке, но пандемия немного изменила ситуацию, и некоторые художественные учреждения сейчас сотрудничают с художниками, которых они считали «слишком политичными» до 2020 года. Многие культурные учреждения осознают, что они должны пересмотреть идею заботы о себе как политический акт. Они вдохновлены работой феминисток и борцов за гражданские права прошлого, а также феминизмом и движениями за социальную справедливость.
Номадический культурный центр «Myseum» в Торонто, представляющий проекты по всему городу, недавно организовал серию «Историй», посвященную вопросам исторического присутствие Ку-клукс-клана в Торонто и череде расистских нападений в городе в 1977 году. Совсем недавно Myseum начал серию «Историй коллективной заботы во времена COVID-19» вместе с творческими коллективами и активистами.
В Германии Badischer Kunstverein организовал мероприятие под названием «Переживая кризис вместе» (“Being in Crises Together”), на котором был поставлен вопрос о том, как мы заботимся сегодня, и в нем приняли участие члены коллектива Feminist Health Care Research Group. Художественный проект группы, посвященный берлинскому феминистскому архиву, был представлен на 11-й Берлинской биеннале в сотрудничестве с художницей Вирджинией де Медейрос и включал документы, плакаты и интервью о радикальных инициативах в области здравоохранения, таких как HeileHaus (Дом исцеления), Радикальная терапия, Apothekerkollektiv (Коллектив фармацевтов) и Feministisches Frauengesundheitszentrum Berlin (Центр здоровья женщин-феминисток).
How do we care?, Ausstellungsansicht, Badischer Kunstverein, Karlsruhe 2020.
Очень многие художники в последние годы с разных позиций исследовали вопросы коммодификации ухода за собой — от перформансов Анны Првачки до групповых сессий целебной медитации от гвианской художницы Табиты Резер и инсталляций южнокорейской художницы Кымхён Чон Spa & Beauty (2017), исследующей отношения между косметическими товарами и их пользователями и процессы промышленного производства, стоящий за объектами «ухода за собой» и «самосовершенствования».
Проходящая этим летом Красноярская биеннале — тоже пример заботливого отношения к природе и инфраструктуре среды. Куратор ее основного проекта «Очумелая выставка» Тибо де Ройтер отказался от транспортировки работ 35 немецких художников, избежав тем самым углеродного следа, а предложил им, вместо этого, составить инструкции для воссоздания их работ на месте, создав, таким образом, ироничный парафраз к легендарной выставке Pier 18 Projects («Проекты 18-го Пирса») куратора Уиллоуби Шарпа, прошедшей в Нью-Йорке в 1970-71 годах. Другой групповой проект «Down to Earth» в берлинском Gropius Bau летом 2020 года открыл пространство музея для насекомых, растений и других живых видов: вдохновившись идеями Бруно Латура, кураторы отказались от использования электричества в музейных залах и включили в состав постоянно изменяющейся динамичной структуры выставки нечеловечесих агентов.
— Что вы посоветуете тем, кто только планирует стать куратором?
— Во-первых, необходимо побороть в себе комплекс самозванца — чувство, которое испытывают многие художники и кураторы, особенно в ситуации легкого входа в профессию. Разумеется, знание истории искусства, как и вообще любые знания, никогда не бывают лишним, и для создания исторических, ретроспективных выставок, разумеется, оно необходимо. Но умение учиться самому и наличие другой оптики — лингвистической, социологической, антропологической, физической — может оказаться гораздо продуктивнее и привести к ярчайшим междисциплинарным исследованиям.
Во-вторых, куратору необходимо определиться со своими исследовательскими интересами и строить свою биографию именно согласно им, а не внешним карьерным задачам. К сожалению, для многих специфика кураторской профессии предполагает, что репутация для куратора важнее стабильной зарплаты. Когда-то на страницах уже прекратившего свое существование журнала «Артхроника в номере, посвященном карьере, Виктор Мизиано делился очень ценными соображениями о диалектике карьеры и судьбы. В 1990-е годы карьера и судьба совпадали, так как это был период, когда некие яркие фигуры предлагали новые парадигмы развития и двигались вперед, ведя за собой новые социальные ситуации. Поэтому творческий, интеллектуальный проект и судьба общественная, ситуация социальная — они невольно совпадали. А в 2000-х годах наметилось расхождение. И тогда для многих встал вопрос выбора между карьерой и судьбой. Тезис Мизиано по-прежнему звучит крайне актуально и сейчас, в ситуации, когда основные игроки рынка — частные институции — начинают ценить в своих кураторах гораздо больше не умение критически мыслить и предлагать свежие идеи, а быть лояльными: важно выбирать судьбу, а не карьеру.
Это прозвучит парадоксально, но жесткого определения того, что такое кураторство, не существует, так как это некий тип творческой деятельности, которую каждому новому поколению и каждому новому куратору, входящему в художественный мир, нужно выдумывать заново на пересечении очень разных импульсов. Куратор, выдумывая свою профессию заново, не может не учитывать художников, потому что он, безусловно, зависит от них. Кураторы не отторжимы от людей, и эффективность их проектов, инновационность, удача зависят во многом от того, насколько они смогли выстроить синергию с художественным и художественным контекстом.