Советами о том, как победить профессиональное выгорание, поделились руководитель по связям с общественностью и инвесторами в компании «Северсталь» Владимир Залужский, руководитель службы корпоративных и внешних коммуникаций, Российской Национальной Перестраховочной Компании Светлана Артемьева, директор по связям с общественностью Segezha Group Кермен Маджиева и Мария Заикина, директор по PR и коммуникациям в OZON.
Найдите первопричину выгорания
Светлана Артемьева: Как быть с профессиональным выгоранием? Менять компанию или направление? Я считаю, что смена компании — это достаточно радикальный достаточно метод. Когда ваша компания вам не симпатично, ваши ценности не совпадают, то, конечно, нужно собирать вещи и уходить. А если все хорошо и вроде бы все нравится, но что-то не то. Это сигнал искать более глубокую внутреннюю проблему. Вы можете перейти в другую компанию, но свои проблемы и установки вы возьмете с собой и тот же путь можете пройти там, снова перегореть и начать с начала.Первый вопрос, который нужно задать себе при выгорании: откуда пришло это чувство? Действительно ли оно связано с работой? Оно может идти из другого места в вашей жизни и проецироваться на работу. Если вы нащупаете это ключевое чувство, дальше будет легче.
Кермен Маджиева: Тема выгорания стала очень острой, особенно с пандемией. Мне кажется, в этот период многие столкнулись с общей усталостью от работы. Здесь вам помогут психологи. Под руководством специалиста вы сможете разобраться, чем вы недовольны. Это только работа? Или вопрос лежит глубже, в области вашей миссии и того, чем вы хотите заниматься по жизни.
Если вы не понимаете, как и куда вам дальше расти, можно обратиться к карьерному консультанту. Он поможет вам выстроить карьерный трек, чтобы прийти туда, где вы хотите быть. Нужно ли развиваться горизонтально или вертикально? Идти на руководящие должности или осваивать смежные навыки? Со всеми этими вопросами поможет карьерный консультант.
Я рекомендую обратиться к этим специалистам, потому что сама работала и с теми, и с другими. Отработав 15 лет в отрасли, сложно не пережить ни одного кризиса, не задаться вопросами: а что я делаю и что будет дальше? И где-то в 40 лет вас может накрыть: а я когда-то рисовала и хотела быть дизайнером, а где же это все теперь, куда делись мои мечты. В этот момент очень важно разобраться и проговорить: про что я в этой жизни? Выгорание может помочь вам вытащить более глубокие боли, качественно изменить жизнь, выйти на честный разговор с самим собой.
Оглянитесь по сторонам
Мария Заикина: В ситуации выгорания и усталости от текущей работы я бы посоветовала оглянуться по сторонам, прежде чем принимать решения. Периодически смотреть, что происходит на рынке, полезно в принципе. Посмотрите, как ваши функции работают в других компаниях, поговорите с коллегами. Это даст вам представление о том, имеет ли смысл куда-то переходить, что вас там ждет. Или как минимум вы получите пищу для размышлений: что вы можете поменять в своей работе, чтобы воскресить свой интерес и энергию. А может, в процессе вы поймете, что все у вас на самом деле хорошо на работе: и компания классная, и коллектив хороший, и условия достойные, зачем вообще куда-то идти и что-то менять.Если возникает желание уйти из PR-а сажать цветы, провести исследование также будет полезной практикой. Посмотрите, как развивается ваша отрасль и рынок с точки зрения бизнеса, какие есть тренды и тенденции. Может оказаться, что в вашей сфере происходит очень много интересного, а вы и не замечали этого за рутиной. Оказывается, можно освоить много новых технических навыков, реализовать еще много крутых проектов. Не будете ли вы жалеть, если уйдете из динамичной отрасли в никуда? Оглянитесь вокруг, самое страшное, что может произойти — вы расширите свой кругозор.
Оцените свою работу
Владимир Залужский: Долго работая в одной компании, мы попадаем в вакуум со сложившейся культурой оценки. Иногда эта культура в компании отсутствует. Это вообще характерная особенность российской корпоративной культуры: зачем тратить время на то, чтобы хвалить сотрудников? Раз уж мы здесь собрались, давайте поговорим про косяки, устроим разбор полетов. Если PR-специалисты не получают признания, они быстро выгорают. Как правило, это люди очень эмоциональные, экстравертные, позитивные, которым нужна обратная связь. В ситуации, когда ваши победы и старания воспринимают как должное, легко начать сомневаться в себе, думать, что ничего выдающегося и классного вы не делаете.Если признания вам не дают в вашей компании, дайте его себе сами. Походите по рынку, посмотрите, что делают ваши коллеги, какие условия предлагают другие компании. Конечно, обновлять хэдхантер и массово рассылать резюме не стоит, если вы хотите задержаться на текущем месте работы. Но в целом сравнение условий, кейсов и инструментария, даст вам самооценку вне вакуума вашей компании. Также вы получите точки роста: какие новые навыки и компетенции прокачать. Возможно, по ходу исследования вы найдете более интересные для вас должности и проекты. Выходите во вне и не обесценивайте себя.