Об актуальности презентаций
Алексей Бурба: Я наблюдаю за b2b-заказчиками, которым не нравится, что им звонят и сразу назначают встречи. Сначала они хотят увидеть предложение в виде слайдов, а уже потом, если их это заинтересует, готовы начать обсуждение.
Сергей Гаврилов: Что касается b2c, здесь сейчас много онлайна — это стало нормой. Но появился еще больший страх офлайна. Все только адаптировались к онлайн-презентациям, а теперь нужно снова работать над офлайн-выступлениями.
О разнице онлайн и офлайн презентаций
Виталий Градобоев: На самом деле, разница не настолько велика. В онлайне, когда слайды на весь экран — спикер воспринимается исключительно как голос. Получается, самый большой навык, который ему требуется — это умение разговаривать с людьми, которые вообще никак на него не реагируют.
Плюс должен быть еще больший фокус на контент. У спикера в онлайне просто меньше возможности отработать коммуникацию телом, потому что, как правило, он просто сидит. Поэтому на интенсиве «Искусство презентации» мы много работаем именно с донесением идеи.
Сергей: Я добавлю про важность жесткого тайминга в онлайне. Сейчас люди выделяют четкое время на, допустим, созвоны. Потому что через час начнется уже другой созвон. В офлайне было больше времени для маневра: можно было немного подвинуть другого спикера, потратить больше времени на вопросы. Потому что люди уже с тобой, они пришли на мероприятие и могут отложить другие дела.
О трендах
Виталий: Лет 20 назад презентации были перегружены во всем мире. Людям просто надоело пробираться через уйму всяких графиков и таблиц, поэтому мы наблюдали тренд в сторону упрощения и минимализма. И пик был достигнут, когда на слайдах стали писать по одному слову или цифре.
Визуальная простота в подаче хороша, когда вы объясняете сложные вещи. А когда у вас и подача простая, и слайды простые, и мысль одна на 40 минут — это скучно. В больших корпорациях уже давно решили вернуть значимые презентации, чтобы не тратить время на простые лозунги.
И сейчас мы находимся просто в прекрасной точке времени и пространства, когда в презентации может существовать примерно все. Важно понимать контекст: для каких людей вы выступаете, сколько у вас есть времени, какая у вас задача. И тогда вполне возможно, что на слайде снова может появиться какая-нибудь большая схема сложного процесса.
На интенсиве мы будем учить тренды преодолевать. Чтобы вы не слепо следовали тренду, а задавали вопросы: «А зачем я выступаю? Что я хочу, чтобы произошло после презентации? Какие инструменты мне могут помочь, чтобы донести свои мысли до конкретно этой аудитории?
О харизме
Алексей: Хочу рассказать пример с прошлого интенсива. Был человек, который очень сильно волновался, даже попросил не записывать его выступление на камеру. Он делал презентацию на тему «Стоит ли заводить домашних животных?». И это была отличная презентация! Спикер ссылался на 7 научных статей.
А был участник, так скажем, более привычный к выступлениям. Он хорошо держался, про таких обычно говорят — харизматичный спикер. Тема у него была связана с танго. Это тоже была хорошая презентация, но там не было доказательной базы. И по итогу голосования участники оценили первую презентацию немного выше.
О волнении перед презентацией
Алексей: Какой-то настройки психологической по типу «дышите ровно» мы не даем. Но мы отлично понимаем, из-за чего люди волнуются. Во-первых, они сомневаются в своих доказательствах и аргументах. Волнение — это хороший еще раз перепроверить факты и расчеты.
Во-вторых, иногда люди недостаточно репетируют. В-третьих, порой люди боятся идти навстречу своему страху. Вроде с содержанием все нормально, выступление клиент отрепетировал — а волнение все равно остается. Я спрашиваю: «Что конкретно вызывает у вас страх?».
— Ну вот, там будут люди, и они могут задавать мне неудобные вопросы.
— Хорошо, кто там будет?
— Петров, Иванов, Сидоров. Сидоров будет сильно валить!
— Какие вопросы он вам задаст? Напишите, что вы ответите на эти вопросы.
И это работает.
О ценности интенсива
Алексей: Мы, преподаватели на «Искусстве презентации», в первую очередь практики. Большую часть своего рабочего дня мы помогаем людям распутать клубок мыслей в голове и выступить хорошо. Поэтому и интенсив ориентирован на практику. Не классическо-академический подход, а по сути — мастерская.
Виталий: Мы стараемся следовать высоким стандартам доказывания. То есть редко на интенсиве вы услышите: «Делайте так, потому что у нас это работает». Если мы что-то рекомендуем, то, как правило, ссылаемся на исследования. Или на то лучшее доказательство, которое у нас есть. Так что если вы склонны к рациональным доказательствам — то вам у нас понравится.
Хотите прокачать свои навыки в презентации? 24 февраля 2022 начинается интенсив «Искусство презентации», на котором вы научитесь эффективно доносит свои идеи, подбирая сильную аргументацию и грамотно выстраивая повествование.