5 ролей успешного дизайнера
Безусловно, дизайнер — это творческий человек, но есть нюанс: мы работаем
с клиентами, предоставляем услуги. В этом контексте творчество имеет определенные рамки: задача, пожелания клиента, специфика предмета. Уметь работать в этих рамках и не потерять при этом индивидуальность — это то, что отличает дизайнера от свободного художника. Приходить в дизайн исключительно за реализацией своих творческих порывов — это путь либо к разочарованию, либо
к корректировке своих представлений о профессии.
Также дизайнер должен быть менеджером, потому что для эффективной работы нужно в творческом процессе использовать планирование, понимать свои рабочие процессы. Нужно уметь свои идеи реализовать, переводить в материальную сферу, иначе они так и останутся просто идеями.
Умение быть психологом становится невероятно важным для дизайнеров. Можно быть сколько угодно талантливым чертежником или художником, подбирать цвета, разбираться в материалах и технологиях, но если коммуникация с клиентом будет проседать, дизайнер просто останется без денег. 70% работы дизайнера — это коммуникация с заказчиком. Нужно быть заинтересованным, нужно уметь понять клиента и дать ему то, что ему подойдет. Если вы делаете, например, интерьер, необходимо понимать: не вы будете жить в этом доме, сидеть в этой гостиной.
Вы делаете интерьер для вашего клиента, а не для себя. Поэтому важно проявлять эмпатию, уметь слышать.
Без навыков маркетолога дизайнер не сможет продвинуться в профессиональной среде. Сидеть и ждать, что вас как талантливого дизайнера просто кто-то найдет
и заметит — довольно наивная позиция в современном мире. За нами тянется традиция из советского образования, которая предполагала разделять творческий процесс и продвижение себя: якобы хвалить себя — это неприлично. Сегодня нам эту традицию нужно преодолевать, учить студентов говорить о себе, о своей работе, презентовать себя и свои идеи заказчику, писать сопроводительные тексты для конкурсов так, чтобы вашу работу хотелось посмотреть.
Успешный дизайнер — это исследователь. Он должен понимать, что клиент потребует от него завтра или что он сам может предложить клиенту. И, конечно, отслеживать тренды и интегрировать их в свою работу. Какие компетенции вам понадобятся через год или два? Чему нужно учиться уже сейчас? Умение искать
и анализировать информацию поможет вам оставаться актуальным специалистом
и не потеряться.
«Время одиночек прошло»: дизайнер и команда
Я говорила это еще несколько лет назад и верю в это до сих пор: время одиночек прошло. Наступило время интересных, творческих команд. Если говорить про роли, которые мы уже обсудили: в команде проще распределить функции, кто-то будет больше понимать в креативе, кто-то в менеджменте, кто-то — в маркетинге.
У каждого участника команды может быть своя усиленная компетенция, которая вносит вклад в командное дело. За счет этого более успешным на современном рынке будет командный дизайнер. Работа в сбалансированном коллективе позволит дизайнеру больше углубляться в свою нишу и развивать узкие навыки. Однако
для командной работы очень важно развивать эмоциональный интеллект: чтобы
не перегибать палку в работе с коллегами или с заказчиком, уметь отделить свое чувство прекрасного от задач.
Юридическая грамотность дизайнера
Сегодня дизайнеры интерьеров — это колосс на глиняных ногах и одна из этих глиняных ног — юридическая безграмотность, которая начинается с банального неумения составлять и читать договоры. При этом большая часть коммуникаций:
с заказчиками, подрядчиками, поставщиками — идет через юридические документы. Неумение с ними работать — это реальный шанс нажить себе проблем. Если поставщик привез вам не то, что вы заказывали, если подрядчик сделал работу
с нарушениями и ошибками, если заказчик внезапно говорит «все не то» — без юридической грамотности вам будет не на что опереться, чтобы отстоять свои права.
Некомпетентность в юридических вопросах может привести к тому, что творческий порыв, за которым мы собственно и идем в профессию, разобьется о стену реальности, и мы получим не те результаты, которые хотим получить.
Мне в своей карьере приходилось учиться юридической грамотности на собственных ошибках, разбирая свои кейсы со специалистами. Сегодня у студентов есть возможность заполнить пробелы на интенсивах и курсах.
Апгрейд компетенций: преимущество интенсива
Как должно выглядеть образование для дизайнеров разного уровня? Если речь идет о начинающих специалистах или людях, которые хотят себя попробовать в профессии, здесь хорошо подойдут интенсивы: от коротких, на несколько дней, до продолжительных, на несколько месяцев. На интенсиве можно получить представление о профессии, понять, есть ли у вас интерес, подходит ли вам эта профессиональная среда. Дальше уже можно принимать решение: стоит ли двигаться дальше, например, на двухгодичную программу Британки для дизайнеров интерьера.
Также интенсивы подойдут опытным дизайнерам, у которых назрела потребность в апгрейде компетенций. Интенсив поможет понять, какие навыки, инструменты, стили сегодня актуальны, прокачать маркетинг и менеджмент, заняться прикладной психологией.
Безусловно, важно понимать, куда вы идете и к кому. Сейчас на рынке много программ, много интересных серьезных специалистов. Вопрос личности преподавателя очень важен: хороший лектор сможет зажечь вас даже самым скучным предметом, усвоение информации сильно зависит от подачи, также важно, чтобы преподаватель имел хорошую теоретическую и обширную практическую базу. Выбирая интенсив, почитайте о его кураторах, чтобы понять: насколько актуальной будет информация, которую вы получите.
В Британке мы с командой каждый год проверяем актуальность наших курсов, пересобираем лекции с нуля. Если речь не идет о каких-то фундаментальных основах, выходить каждый год с одной и той же информацией мы себе не позволяем. Имея дело с онлайн-форматами, мы фокусируемся на качестве образовательного процесса.
Проведя очень большое количество онлайн-лекций, вебинаров, интенсивов, послушав отзывы от студентов и обратную связь внутри команды, мы стараемся искать новые форматы, которые повысили бы эффективность обучения онлайн. Помимо ставших уже традиционными лекций и вебинаров, мы создаем тренажеры, которые близко подходят к оффлайн-опыту, позволяют получить необходимую практику.
Образование — это процесс, в котором вы находитесь постоянно. Как было в «Алисе в стране чудес»: чтобы оставаться на месте, необходимо бежать. Онлайн-образование, в частности — интенсивы, эту возможность дизайнерам дает.