К ключевому фактору ведения бизнеса я бы отнесла высокий уровень неопределенности — не только в связи с пандемией, но и с высоким уровнем социальной и экономической, а также международной политической ситуацией.
Основные группы рисков:
Финансовые
- При растущем курсе валюты стоимость сырья увеличивается. Это влияет на стоимость конечного продукта, в том числе и российских дизайнеров. На фоне падающих располагаемых доходов потребителей и высокой эластичности спроса по цене это важный фактор. Повышение ценности бренда на этом фоне жизненно важно для обоснования растущей цены.
- Рост заработных плат. Необходимость компенсировать потери, связанные с коронавирусом, а также отток иммигрантов из России влекут за собой повышение стоимости труда, а легкая промышленность - одна из самых трудоемких в мире. Это также может негативно отразиться на цене. Размещение производства в Белоруссии и привлечение сотрудников на фриланс и проектную основу становятся важными элементами устойчивой бизнес-стратегии, но повышают запрос на грамотное управление персоналом и производственный менеджмент.
- Операционные расходы. Стоимость аренды и содержания пространств окупается в условиях business as usual, но становится тяжелым балластом в ситуации локдауна. Продажи в условиях омниканальности могут стать хорошим решением даже для маленького бренда, но и там много подводных камней.
Нефинансовые
- Связаны со спросом. Клиенты ощущают неопределенность на рынке и ограничивают не важные расходы, сложно убедить и мотивировать их к покупкам. Особенно эта угроза актуальна на фоне растущей конкуренции и перенасыщенности рынка одинаковыми предложениями. Это повышает запрос на маркетинг и построение качественной бренд-платформы.
- Связаны с управлением ассортиментом. Быстрая смена трендов и их волатильность осложняют планирование. Бестселлеры одного сезона могут стать аутсайдерами в следующем. Грамотное построение ассортиментной матрицы может снизить остатки и повысить маржинальность продаж.
Индустрия моды — высоковолатильная, трудоемкая, ориентированная не на функциональные, но на психологические и социальные особенности поведения потребителей.
Внедрение грамотных стратегических решений и операционных механизмов, подходящих именно для fashion-индустрии в условиях высококонкурентного трансформирующегося рынка поможет минимизировать вероятность их негативного влияния на бизнес.
О том, как это сделать, мы расскажем на интенсиве «Бизнес в индустрии моды». Куратор, Дарья Ядерная и другие ведущие эксперты и практики в сфере fashion расскажут, как разработать план создания и развития собственного бизнеса, познакомиться с новыми тенденциями и факторами развития в fashion индустрии.