Хиты из газетных обрезков
Почему вы заставляете студентов резать газеты?
Когда на своих мастер-классах я спрашиваю студентов, что мешает им развиваться в любимом деле, все отвечают примерно одно и то же. Страх чистого листа, творческий ступор, боязнь неудачи — с этим сталкивался каждый творческий человек. Тогда я раздаю студентам ножницы и старые журналы, чтобы те доверились случаю и расслабились.
Эту технику придумал в начале 1920-х годов основатель дадаизма — поэт Тристан Тцара. Он предложил создавать поэмы, доставая слова из шляпы в случайном порядке. Для Тцары случайный результат становился окончательным — он не исправлял стихи, получившиеся в результате. Впоследствии эта техника появится в работах поздних модернистов и будет подробно описана у Берроуза.
Знаменитые коллажи дадаистов также являются вариантом техники нарезок.
Эта техника все еще актуальна?
Иногда стоит написать себе ТЗ, чтобы его нарушить. Негуманная обратная связь, выгорание и это любимое «сделайте красиво» от заказчиков не способствуют вдохновению. Порой ты не понимаешь, есть ли какой-то глобальный смысл в том, что ты делаешь. Тогда на помощь приходит эта техника, где результат зависит от случайностей.
Обычно я предлагаю студентам решить таким образом какую-нибудь задачу, потому что креативить впустую бессмысленно. Иногда получается что-то настолько совершенное, что можно сразу публиковать.
«Каждый день на драйве, твой дизайн и есть искусство. Время сейчас. Услышь свое искусство — это и есть дизайн. На драйве, время сейчас», —одна из работ ученицы.
Зачем дизайнеру работать с текстом, а не с изображениями?
Работа с текстом совершенно иначе структурирует мысль. Это полезно дизайнерам, которые любят не вставать из-за стола сутками, пиля какую-то адскую 3D или мультик. Им очень полезно переключиться на текст. Благодаря этому к ним придут прекрасные новые идеи.
Разрезая и складывая набранные на печатной машинке листы, Уильям Берроуз написал скандально известный роман «Голый завтрак». Метод нарезки при создании песен также использовал Дэвид Боуи, тесно общавшийся с писателем. Признавались в использовании этой техники Курт Кобейн и Том Йорк, вокалист и гитарист группы Radiohead.
Есть ли современные аналоги этой техники?
Любой видеомонтаж, коллаж и любая история, собранная из разрозненных фрагментов — это и есть метод нарезок. Сейчас есть много интересного софта, например, Final Cut Pro, Premier Pro, Ableton Live. Там можно соединять разные видео, аудио и тоже порождать новые смыслы.
Почему сто ответов лучше одного
В чем смысл техники «Сто ответов вместо одного»?
Если на один вопрос ты отвечаешь одним способом, то у тебя только один ответ. Если ты отвечаешь десятью способами, то уже есть из чего выбрать. Но придумывать ответы на вопросы, взятые с потолка, бессмысленно.
Нужно решать ту задачу, которая стоит перед человеком. Для которого это вопрос жизни и смерти. Например, можно придумывать какие-то странные идеи, чтобы поразить собеседника оригинальностью, но, на самом деле, если они не должны быть реализованы, то мало шансов, что они будут действительно крутыми. А если дедлайн через неделю, а проект на миллион долларов, то придумывать будет намного интереснее.
Перед тем, как будет найден окончательный образ персонажа, художник делает множество набросков. Это концепт-арт Русалочки, созданный в 1989 году.
Для чего можно применить эту технику?
Например, вам надо придумать логотип, брендинг для продукта или даже проиллюстрировать детскую книгу. Придумайте 100 идей, о том как сделать это. И выберите именно тот вариант, который будет вас по-настоящему заводить. Чтобы у вас руки зачесались все сделать именно так.
Что делать, если этот выстраданный вариант не понравится заказчику?
Если заказчик просит сделать что-то простое, то мудрить не стоит. Иногда дизайнерам кажется, что они творят что-то красивое, а все остальные делают и предлагают заказчикам уродство. Но это не совсем так. Если задача стоит сделать максимально просто, то нужно сделать что-то простое. В этом нет ничего страшного.
Зачем творцу скучать
Почему вы заставляете студентов гулять без гаджетов?
Мы разучились скучать. Раньше у людей было много времени, чтобы подумать или погулять. Теперь это стало невозможно, каждые три минуты мы хватаемся за смартфон. У людей сегодня почти нет пауз для обработки информации. Нет возможности поискать новые идеи внутри прожитого опыта. Мы слишком забиты входящим потоком информации.
На занятиях мы пробуем вернуть то ощущение, которое было у творческих людей еще в дотелевизионную эпоху. Для этого нужно хотя бы на час в день оставаться наедине со своими мыслями.
В античности было крылатое выражение «Solvitur Ambulando. Оно означало решение, принятое во время ходьбы.
На самом деле, это дико непривычно. В первый раз человека ломает страшно. Как это целый час не спать, не есть, не разговаривать? Такой опыт не свойственен нам. Есть, конечно, люди сознательные, которые устраивают диджитал-детокс. Но, чаще всего, мы даже о подобном не задумываемся.
Какой эффект ощущают студенты?
Мы не сидим час, глядя в стену. Когда я занимаюсь со студентами онлайн или в небольших группах, они уходят на этот час и дают свой фидбек о том, как это проходило. Одна моя подруга, гостившая в Питере, пошла гулять без смартфона в рамках нашего домашнего задания. Она рассказала мне, как долго смотрела на купол Исакиевского собора, который невероятно светился в лучах солнца. И она осознала, что она не может взять телефон, сфотографировать эту красоту и забыть. Ей пришлось постараться, чтобы сохранить его в памяти.
Эрнест Хемингуэй писал: «Я бродил вдоль причалов, когда заканчивал работу, или когда пытался что-то выдумать. Было легче думать во время прогулки, или делая что-то, или наблюдая за занятыми людьми». Также в любви к долгим прогулкам признавались Генри Дэвид Торо и Чарльз Диккенс.
Что в голове у Линча и Триера
Почему именно эти режиссеры?
Потому что у них абсолютно удивительная голова. Линч и Триер очень креативные ребята. Я долго изучала режиссерские приемы и выяснила, что именно представители этой профессии наиболее склонны к придумыванию каких-то классных техник и упражнений, которыми могут воспользоваться другие люди. Я предполагаю, что у режиссеров много каналов восприятия информации, ведь они одновременно работают и с аудио, и с визуалом, и с текстом.
Мини-сериал «Королевство» принес Ларсу фон Триеру мировую славу. Многие предполагают, что режиссер вдохновлялся «Твин Пиксом» Дэвида Линча. Оба гения считают, что кино должно должно доставлять зрителю неудобство как «камушек в ботинке».
В наше время технологии позволяют любому человеку войти в творческую профессию. Хочешь быть дизайнером — пожалуйста, вот тебе Cinema 4D, садись и делай. Хочешь быть режиссером — держи Premier Pro. Хочешь музыку писать, то программы для качественной записи есть даже для iPhone. Проблема в том, что все сидят и не шевелятся при таком многообразии.
Кто еще подходит под звание лучшего креативщика в истории?
Все ребята, про которых я рассказываю на своем интенсиве. Это Боуи, Линч, Кандинский, Уорхолл... Все модернисты и сюрреалисты, на мой вкус, самые крутые креативщики. Однако если начать перечислять, то даже в сто человек не уложимся.
Ваш интенсив называется «Думай как гений». Откуда мы можем знать, как думал какой-нибудь Уорхолл?
Многие гении оставили после себя много документов: письма, дневники, биографии, автобиографии, размышления, манифесты. Про них сняли массу фильмов, написали много художественной литературы. В детали их жизни и деятельности сегодня может проникнуть любой заинтересованный читатель.
Я читаю интервью, биографии и другие источники, где есть информация о творческих методах гениев и великих людей. Я сразу фиксирую и начинаю тестировать эти методы. Некоторые подробно сами описывают техники. Либо можно что-то домыслить, ведь много техник, которыми пользуются творческие люди, широко известны.
Вы могли заметить, что описание техник со стороны не выглядит достаточно впечатляющим. Чтобы понять, работает ли техника, нужно ее попробовать на деле. Она может быть элементарно простая и делаться за 5-10 минут, но результат будет крутой. Если тебе про технику рассказали, а ты посмеялся и не стал пробовать, то ты ничего не поймешь.
Интенсив «Думай как гений» позволит вам полностью перезагрузить свое творческое мышление, научиться смотреть на вещи по-новому и более креативно подходить к творческим и рабочим проектам. Старт занятий — уже 22 апреля.