— Почему мода циклична?
— Мода – социальный феномен. Ее цикличность связана именно с этой ее особенностью. Понять то, как она работает можно на простом примере. Есть такое понятие, как поколение – группа людей, которые на протяжении своего детства, юности, в молодые годы живут и развиваются в соприкосновении со схожими культурными, политическими и иными феноменами, событиями, которых объединяют похожие ценности. Когда представители этого поколения начинают занимать лидирующее положение в обществе, в том числе, становятся дизайнерами, которые формируют тренды, они могут вернуться к образам своей юности и они вновь становятся популярными, как и двадцать лет назад. Вот примерно так работает этот механизм. В прошлом, правда, мода менялась медленнее, соответственно ее цикличность была не такой очевидной. Но современная мода так или иначе очень отличается даже от моды тридцатилетней давности, не говоря уже, например, о моде прошлых веков.
— Как можно предугадать, что вернется в моду?
—Для этого нужно изучать историю моды. Обращаясь к ней, человек начинает воспринимать тренды того или иного десятилетия в соотнесенности со спецификой этого десятилетия с точки зрения социальной, культурной, политической жизни. Ведь тренды не существуют сами по себе – они всегда являются отражением того, что происходит в обществе, что характеризует его развитие в тот или иной момент. Понимая эту взаимосвязь, вы можете затем, анализируя процессы, происходящие в современности, предположить возвращение того или иного тренда или даже предугадать появление нового.
Второй фактор, который помогает предугадывать то, что вернется в моду – это, конечно, такое здоровое «любопытство» по отношению к тому, что происходит вокруг вас. Нужно обращать внимание на все. Что происходит в экономике, что происходит в искусстве, что происходит в мире технологий – от этого тоже во многом будет зависеть возвращение в моду какой-то тенденции, которая была актуальна двадцать или десять лет назад, или наоборот то, что какой-то тренд перестанет быть актуальным.
— Какие тренды подарит нам 2022 год?
— Этот год не является исключением и, как всегда, в повестке много разнообразных трендов. Я выделю то, что особенно радует лично меня. И это большой выбор цветов – синие, фиолетовые, зеленые оттенки. Мне кажется, яркие тона – это то, в чем мы особенно остро нуждаемся сегодня, в этот непростой период пандемии. Цвет – колоссальный инструмент в моде, он очень влияет на настроение, он украшает нашу повседневность.
Так что цветная искусственная шубка или пальто – это, как мне кажется, очень эффективная «таблетка» от зимней и весенней хандры.
— Мы живем в стремительно меняющемся мире. Влияет ли это на скорость смены трендов?
—Безусловно. До начала пандемии в моде сложилась ситуация, когда бренды, причем из всех категорий рынка, выпускали очень большое количество коллекций в год. Постоянно появлялись новые тренды и микро-тренды, не говоря уже о глобальных трендах, которые могли держаться по нескольку лет. Причиной этого был не только и не столько постоянно меняющийся мир, а колоссальные экономические интересы в модной индустрии.
Пандемия еще не закончилась, но уже привела к определенной переоценке ценностей в моде. Многие бренды, например Gucci и Saint Laurent, отказались от межсезонных коллекций. На рынке модной одежды возникла колоссальная проблема перепроизводства. Моды так много, что за ней уже никто не успевал. Не говоря уже о том, что это связано с очень серьезными проблемами в экологии – эти огромные массы нераспроданных вещей, которые не продаются, которые непонятно как можно использовать, но на производство которых потрачены колоссальные ресурсы, в том числе, невосполнимые. В общем, темпы смены трендов, судя по всему, еще какое-то время, во всяком случае пока будет актуальной экологическая и этическая повестка, будут замедляться и дальше, хотя и не очень сильно.
— Какова роль инноваций в моде в наше время?
— Конечно, она очень большая, как и в других сферах жизни. Применительно к моде интересно то, что инновации меняют не только процесс создания или реализации модного продукта, но и меняют саму его эстетику. Использование новых технологий, суперсовременных материалов позволяет создавать одежду, транслирующую образы будущего. Посмотрите на коллекции голландки Айрис ван Херпен (фото выше) – это просто космос, и это так красиво. При этом она вдохновляется природой, строением живых организмов. И то, что она создает – это совершенно новый, свежий, освобожденный от старых клише визуальный язык.
Углубить свои знания в истории моды, научиться прогнозировать тренды и формировать тенденции можно на интенсиве «История моды. Эволюция стиля в XX-XXI вв.».
Программа учит формировать «насмотренность» и серьезный визуальный багаж для будущей работы в индустрии моды и в других сферах, связанных с эстетикой, творчеством, креативным мышлением. Стартуем 4 февраля!