В чем специфика направления мужского стайлинга?
Георгий Балашов: Если смотреть со стороны ритейла, мужское направление моды по сравнению с женским более скромно: в своих объемах производства, в ассортиментной матрице и цветовой палитре. Также этот рынок менее подвержен изменениям относительно введения трендов. Можно сказать, что в целом он консервативнее. В результате, с одной стороны, в работе можно столкнуться с нехваткой определенных ресурсов для создания образов. Например, по цветам и моделям, которые будут работать для определенного клиента. С другой стороны, и сами клиенты в основной массе более консервативны. Эти два фактора уравновешивают друг друга.
Тим Ильясов: Здесь важно разделить мужской фэшн-стайлинг и стайлинг для рядового клиента. В мужском стайлинге, в отличие от женского, между модой с подиумов и реально существующими гардеробами огромная пропасть. Особенность стайлинга для мужчин — это максимально утилитарный подход к гардеробу, когда есть конкретная задача сформировать определенные комплекты для определенных целей. Если для женщин в стайлинге может быть более важен эмоциональный момент, стиль, тренды, то для мужчин важнее статусность. По-моему опыту, для мужчин работа со стилистом — это способ позиционирования: показать, насколько они успешны, насколько вписываются в свое социальное или рабочее окружение.
«Никогда не бросайте клиента — ведите его»
В чем особенности работы и коммуникации с клиентами-мужчинами?
Георгий: Я считаю, что важно в первую очередь выстроить доверительные отношения с клиентом, так как мужчины до сих пор довольно сильно зажаты в рамках определенных стереотипов и убеждений. Без доверия к специалисту очень сложно составить для клиента образ, который будет для него безопасен и полезен. В основном, мужчины довольно торопливы при выборе одежды. Немногие испытывают удовольствие от долгого выбора или примерок. Часто клиенты, которые обращаются за услугами специалиста, очень ценят своё время. Поэтому важна скорость работы не только в подборе и примерках, но и в принятии решений.
При этом, исходя из типа клиента, нужно выстраивать корректную аргументацию, чтобы клиент слышал всю информацию именно со стороны своих ценностей. Стоит отметить, что мужчины чаще оставляют решение за специалистом и не хотят погружаться в детали. Поэтому всегда нужно быть готовым к принятию ответственности за итоговый выбор. Для многих клиентов это аутсорсинг, по итогам которого они хотят получить результат с минимальным вложением своих физических и ментальных усилий. По моему опыту замечу: очень важно проверять обратную связь от клиентов спустя определенное количество времени. Например, клиент во время подбора гардероба согласился со всеми образами, но какие-то из них были для него непривычны или «не безопасны» (не будем забывать про рамки и стереотипные убеждения). Как итог, часть образов клиент не использует и его ощущения от полезности услуг специалиста резко снижаются. За свою историю я не раз сталкивался с тем, что у клиентов некоторые образы несколько месяцев могут стоять в пакетах не разобранными.
Поэтому обязательно нужно перепроверять итоги своей работы через некоторое время и при необходимости пересобирать или удалять какие-то образы клиента. Никогда не бросайте клиента — ведите его.
Тим: Клиент-мужчина зачастую очень прагматично относится к своему гардеробу. У него чаще всего нет необходимости получить эмоциональное впечатление или по новому взглянуть на себя. У него есть задача составить четкие, удобные, понятные комбинации вещей, которые будут отвечать его целям и задачам. Для мужчин, обращающихся к стилистам важна статусность. Однако для каждого конкретного клиента идея статуса будет разная. Она зависит от его социального окружения, пространства, в котором он находится, его позиции, должности, бизнеса и других важных факторов. Поэтому первое, что нужно понять — это не его фигуру, не то, какие цвета ему подходят и даже не какие конкретные вещи ему нужны. Нужно понять, какая у него идея статуса, что круто в его окружении, что будет работать на него в позитивном ключе. И дальше двигаться в этом контексте, костюмная ли это будет группа или спортивная, более узнаваемыми будут бренды или ноунейм.
Чаще мужчины обращаются к стилистам мужчинам, шопинг с девушкой для них — смущающая история. Стилист должен выражать идею статуса, он должен быть понятным клиенту и выглядеть соответствующе: быть стильным, но при этом гетеронормативным персонажем, иначе доверия у подавляющего количества клиентов такой профессионал не вызовет. К сожалению, с этими реалиями нужно считаться в России.
«То, что происходит на обложке Vogue и в реальном мужском стайлинге для рядовых клиентов — это совершенно разные миры»
На обложках Vogue и в других медиа мужчины из шоубизнеса примеряют платья, добавляют в свои образы больше цвета (Гарри Стайлз, Джейден Смит, Лил Нас Икс). Насколько сейчас раздвигаются рамки мужского стиля, на ваш взгляд?
Георгий: Я бы провел параллель с автомобильной промышленностью. Выпуская концепт-кар новой модели, марка чаще всего хочет показать общественности свое видение и получить обратную оценку. Самые удачные элементы после значительных доработок попадают в общее пользование. Безусловно изменения происходят, и, конечно, подиумы и красные дорожки — это первые эшелоны этих изменений. Как мы знаем, дизайнеры всегда пробуют что-то новое и стараются не только реагировать на изменения в обществе, но и хотят быть катализатором изменений сами. С одной стороны можно видеть платье на мужчине как вызов, смелость, с другой — это можно рассматривать просто как унификацию коллекций. Мы могли с вами видеть этот процесс в конце двадцатого века на примере Calvin Klein, фактически прировнявшего мужскую одежду к женской и создавшего унисекс. По моему, мнению сейчас мы наблюдаем схожий процесс, только в обратном направлении. Это всегда эксперимент, который индустрия должна инициировать, чтобы развиваться.
Общество становится более раскрепощенным и лояльным, глобализируется. «Тиски» норм и стереотипов начинают разжиматься. Само собой, клиенты постепенно также раскрепощаются в своем поведении, стиле, отношении к моде в целом. И, конечно, они задаются вопросом: «что нам можно носить сейчас?». Однако, как мы знаем, общество разделяется на множество групп, у которых разные цели, интересы и потребности. Какие-то группы всегда будут на гребне волны и будут транслировать через себя все новые тренды. Другие будут придерживаться более консервативного подхода. Так что я бы сказал, что бренды и дизайнеры будут предлагать нам варианты, а мы и время будем решать, что из этого останется.
Тим: То, что происходит на обложке Vogue и в реальном мужском стайлинге для рядовых клиентов — это совершенно разные миры. Понятное дело, Гарри Стайлз может носить на концерты бусы, кружева и платья, но это его артистический образ, который создается, чтобы зацепить зрителя, чтобы заставить нас восхищаться, обсуждать его образы. Возможно, как результат кружева и бусы появятся в гардеробе каких-то остромодных инстаграм*-героев, богемных и творческих людей. Но гардероб типичного клиента стилиста: российского бизнесмена, политика или чиновника — от такого подхода очень далек и с экспериментами, внедрением новых трендов, здесь нужно быть очень осторожным.
Игорь: На мой взгляд, рамок нет. Но это не стиль, а привлечение внимания. Я бы не разделял мужской стиль на тех, кто в шоу-бизнесе и вне его. Зачастую, непубличный человек одевается ярче артиста.
«Современный костюм становится более кэжуальным, свободным, модным, если говорить о трендах, более широким, объемным мешковатым»
Костюмы являются неотъемлемой частью мужского гардероба уже два столетия. Насколько они востребованы сейчас и как меняются в 21 веке?
Георгий: С одной стороны, костюм, который мы сейчас знаем — это все тот же костюм, который был более чем сто лет назад. Его основная конструкция остается неизменной. С другой стороны, он также меняется, исходя из требований общества – становится легче, мягче, динамичнее. Производители тканей начинают создавать больше технологичных материалов. Отдельное внимание уделяется экологичности самих материалов и их производства, например, использование переработанных или органических материалов. При этом мы оставляем все важные атрибуты хорошего костюма, сшитого на заказ: высококачественные ткани, выбор которых практически не ограничен, продуманная посадка, которая адаптируется под запросы клиента, выбор всех элементов дизайна.
В начале 2010-х годов основным запросом был довольно строгий деловой костюм. Клиенты четко разделяли гардероб на рабочий и выходной. Теперь за счет увеличенного спектра образ клиента может перетекать в течение недели от строгого делового костюма к мягким, динамичным, неформальным костюмам из облегченных пиджаков и брюк с эластичным поясом, и плавно переходить в выходной день, используя отдельные пиджаки и мягкие фланелевые брюки. Мужчины любят костюм и вряд ли откажутся от него как от предмета гардероба. Постепенно он перетекает из офисов в более динамичную среду города, все больше адаптируясь под запрос. Благодаря более высокому уровню технологичности рынка, производства также быстро адаптируются, и мы можем видеть хорошую синергию в этом направлении.
Тим: Классическое прочтение костюма сегодня стало менее актуальным, потому что исчезает дресс-кодная среда, потому что в офисах уже не нужны костюмы, они сохраняются лишь в малом пространстве деловой среды. Тем не менее, костюм как способ одеваться остается, просто становится более кэжуальным, свободным, модным, если говорить о трендах, более широким, объемным мешковатым. Брюки иногда принимают более спортивные формы, их носят на резинке, кулиске, со шнурком. Или пиджак, который напоминает по форме классический, но у него нет подкладки – его эргономика похожа на эргономику спортивной куртки, он сделан из более функциональной ткани. Возможно, опять же, в спинку пиджака вставлена кулиска, чтобы он более мягко сидел по фигуре и легко растягивался и так далее.
«…Огромное количество заказов не свалится на вас в первый же день работы»
Насколько востребованы профессионалы в мужском стайлинге? Есть ли какая-то динамика за последние годы?
Георгий: Конечно, если взять динамику последних 10 лет — рынок меняется. И мне кажется, что это вполне закономерно. Даже тот факт, что медиа стали больше уделять внимания этому вопросу говорит о востребованности этого направления. Мужчины стали лучше разбираться в том, что они покупают: посадка, качество, адаптивность для их гардероба. Сейчас реже возникает потребность в приобретении какого-то отдельного изделия, чаще ставится задача составить или дополнить образ. Мужчины стали понимать, что для того, чтобы сделать это хорошо и получить тот результат, который им нужен, требуется обладать хорошим объемом знаний и насмотренности в этой области. Поэтому клиенты предпочитают обратиться к профессионалу и сохранить свои силы и время, чтобы получить более качественный результат. В связи с этим и растет востребованность профессионалов в этой сфере.
Тим: Еще 7 лет назад героев, которые занимаются мужским стайлингом, можно было перечислить по пальцам одной руки, и все они работали по большей части либо в глянце, либо в политической, бизнесовой среде. Сейчас их намного больше. Тем не менее персональный стайлинг – специфическая ниша: огромное количество заказов не свалится на вас в первый же день работы. Успешные мужчины – стилисты, как, например, Гоша Стил, строили свой образ на протяжении довольно долгого времени. Гоша, прежде чем дошел до своего нынешнего потока дорогих заказов, работал в среде больше 8 лет, начинал он с работы в ЦУМе, занимался там мужским стайлингом, работал над своим образом и репутацией.
Огромная ниша в мужском ритейле, где могут реализоваться как мужчины-стилисты, так и женщины. В мужском люксовом ритейле много стилистов, продавцов-консультантов, которые обладают качественными, прикладными знаниями в мужском стайлинге, структуре гардероба и принципах мужской одежды. При этом зарабатывать в этой нише можно намного больше, чем на частных консультациях.
Также большой запрос на специалистов и хорошие зарплаты в онлайн-ритейле. Это немного другая структура, в ней нет необходимости делать прямые продажи с клиентом. Работа предполагает стайлинг одежды на моделях для каталогов и съемок. Это довольно техническая работа: нужно быстро компоновать образы, помогать моделям переодеваться. Однако в этой сфере есть спрос на большое количество работников и достойная оплата.
Игорь: Профессия есть и будет востребованной. Многие имеют возможность и вкус, но времени заниматься гардеробом нет, в этом случае люди обращаются к специалистам. В шоу-бизнесе, рекламе это неотъемлемая часть. Если ты профессионал, то будешь востребован, но им не стать без опыта работы. Нужно набраться терпения и как минимум 2-3 года браться за всё.
«Стилист для мужчины — это не только тот, кто подобрал ему вещь, но и тот, кто обслуживает его гардероб»
Какие навыки нужны стилисту в сегменте мужского имиджмейкинга?
Георгий: Нужен тот же набор знаний и навыков, что и при работе с женским направлением: умение работать с цветом, формой и посадкой, знание истории моды, брендов, коллекций и трендов, умение ориентироваться в рынке. Также необходимы навыки построения коммуникации, умение задавать вопросы, которые помогают понять истинные цели при подборе образа и гардероба. Знания основ психологии также пригодятся, без нее никуда. Необходимо понимать разный темперамент клиентов и определять их основные черты характера, понимать невербальные сигналы. Это очень хорошо помогает при работе.
Тим: Важно умение работать с разными, в том числе сложными фигурами, подбирать вещи на разных людей. Стилист для мужчины — это не только тот, кто подобрал ему вещь, но и тот, кто обслуживает его гардероб, кто может ему подшить вещи, привезти, разделить все на луки и собрать их. Для этого нужно знать ассортимент магазинов и иметь контакты ателье. Очень важно разбираться в тканях и качественных материалах: качественные характеристики для клиентов-мужчин очень важны. Пригодится понимание статусной структуры: где и в каком пространстве, какие правила одежды существуют, где нужен костюм Brioni, а где костюм попроще, где нужен галстук, а где нет, где можно надеть кеды GUCCI, а где лучше туфли Santoni, где лучше приобрести и добавить в гардероб какую-то статусную вещь, где более масмаркетовскую.
Игорь: Нужны опыт и насмотренность. Задача может быть неординарной, обладать всеми навыками невозможно. В этом случае надо быть менеджером, знать какого специалиста привлечь, уметь донести информацию, чтобы получить необходимый результат. Если мне нужен брючный костюм, я иду к портному.
«Зачастую, непубличный человек одевается ярче артиста»
Каким вы видите будущее мужского стайлинга? Насколько это перспективное направление для молодых специалистов?
Георгий: Я думаю, что это направление как вид аутсорсинга имеет хорошие перспективы для развития. Стайлинг несет важную ценность для клиента: время, а это, как мы знаем, сейчас самый важный ресурс. При этом из-за динамичности рынка моды, его разнообразия и огромной исторической базы эта профессия требует постоянного обучения и совершенствования.
Стать профессиональными стилистами-имиджмейкерами в мужской моде и укрепить свои позиции в индустрии можно на новой программе Британки Основы стайлинга и имиджмейкинга в мужской моде.
Куратор, Яна Жбанова и другие ведущие эксперты и практики в сфере fashion погрузят студентов в детали дресс-кодов, расскажут об основных поворотах мужской моды в истории и научатся ориентироваться в актуальных трендах. Студенты посетят салон по пошиву мужской одежды, где узнают о процессе заказа и создания костюма, сорочки и обуви.