В любом проекте важно сделать свою работу профессионально. Но помимо этого есть еще другая работа: общение с заказчиком, понимание задачи и самое главное — приятные впечатления от дизайна. Если заказчик доволен и ему все нравится, он вернется к специалисту и будет рекомендовать его.
Представьте, что вы — заказчик, которому нужен дизайн интерьера новой квартиры. Вы любите природу, спокойствие, тишину и уют, а сами по себе очень темпераментный, эмоциональный и добрый человек. И есть два дизайнера: один с вами спорит, предлагает интерьер в стиле хай-тек, потому что это модно; второй — слушает вас, говорит спокойно и мягко, предлагает интерьер в стиле бохо, в спокойных тонах, с теплым светом.
Скорее всего, от первого дизайнера останутся негативные эмоции — он хороший специалист, но не попал в ваши интересы. А второй — расположил вас к себе и предложил вариант, который влюбил с первого взгляда. Даже если вы в чем-то не будете сходиться, все равно останутся положительные эмоции.
В основе такого восприятия лежит психология и нейрофизиология — наука о мозге. Каждому специалисту важно понимать, как на человека влияют разные эмоции, подходы, цвета, формы, размеры, свет и не только. Евгения Альшанская — ученый и арт-директор собрала подборку из семи книг, которые помогут дизайнеру создавать правильное впечатление и ассоциации от своих проектов.
1. «Эстетический интеллект». Полин Браун
Очень важно, какие чувства у нас вызывает определенная вещь. От них зависит, как мы ее оценим, понравится она нам или нет, порадует или расстроит, будем ли мы дальше с ней взаимодействовать или сразу же забудем.
Например, бабушка в детстве пекла вкусный яблочный пирог, который мы уплетали за обе щеки. Скорее всего, когда будучи взрослыми мы увидим в пекарне яблочный пирог с таким же ароматом, он вызовет у нас приятные чувства. Мы его еще не попробовали, но нам он уже нравится. А если мы когда-то отравились определенной газировкой, то вероятнее всего в следующий раз выберем другую, даже если отравление было делом случая.
Тот же самый принцип и в бизнесе. В своей книге Полин Браун рассказывает истории предпринимателей, лидеров и команд, среди которых: Chanel, Louis Vuitton, Tiffany, Gucci, Estee Lauder, MAC Cosmetics, Айрис Апфель и многие другие. На реальных примерах вы узнаете, как разные подходы к работе с чувствами и эмоциями делают бизнес процветающим или, наоборот, неудачным. Эта книга — основа для развития эстетического интеллекта.
Цитата из книги:
По словам Стива Мюррея, творческого директора Starbucks Global Creative Studio, «русалка — главный символ бренда». Но какая тут связь с кофе и вообще брендом Starbucks? Во-первых, компания была основана в Сиэтле, в районе заливов Пьюджет-Саунд, то есть рядом с водой. Во-вторых, зерна кофе растут и собираются в далеких экзотических странах и доставляются большими контейнеровозами. Согласно мифам русалки тоже происходят из экзотических мест, живут в океанах и сбивают моряков с пути своей красотой и чарами В-третьих, согласно греческой мифологии, сирены заманивали моряков — а Starbucks заманивает любителей кофе. Вспоминая об этом бренде, мы обязательно представляем сирену — специфическую часть их логотипа.
2. «Архитектура счастья: как обустроить жизненное пространство». Ален Боттон
В повседневной жизни мы можем не замечать, как дизайн интерьера и среды влияет на самочувствие. Но на самом деле попробуйте представить, как вы пришли в современное кафе, пьете вкусный кофе, все хорошо, но будто каменные серые стены давят, от света болят глаза, а от стула — спина, картины внушают грусть. В итоге, настроение портится, и вам хочется поскорее оттуда уйти.
А бывает наоборот: приходишь в другое кафе, там тоже стильно, но свет создает романтическую атмосферу, деревянные столы и стулья напоминают о чем-то теплом — и настроение сразу мечтательное, спокойное, не покидает ощущение уюта и гармонии.
Пространство напрямую влияет на наше настроение и самоощущение. Ален Боттон в своей книге рассказывает о принципах, которые вызывают те или иные эмоции. Вы поймете, как проектировать здания и интерьеры, в которых люди будут чувствовать себя хорошо, ощущать радость и счастье.
Эта книга как путешествие по психологии и философии архитектуры. После прочтения вы сможете под новым углом посмотреть на пространства и среду вокруг вас. А главное — увидеть новые возможности сделать собственную жизнь и проекты лучше.
Цитата из книги:
Мы ценим некоторые здания за то, что они могут помочь нам справиться с нашими недостатками и обрести качества, которых нам не хватает в жизни: побороть в себе чувства соперничества, зависти и агрессии, научиться смирению, спокойствию в этой огромной Вселенной, серьезности и доброте. Этих качеств нам порой очень не хватает в жизни, и мы стремимся сделать так, чтобы наш собственный дом напоминал нам о них.
3. «Искусство и восприятие. Биология зрения». Маргарет Ливингстон
В своей книге Маргарет Ливингстон, нейробиолог из Гарварда, рассказывает о том, как восприятие связано с особенностями человеческого зрения. Художникам и дизайнерам особенно важно ее прочесть. Вы узнаете, что всегда будет привлекать внимание и вызывать интерес, какие работы люди больше замечают и запоминают, как визуально передать свою идею, чтобы человек правильно ее понял.
Чтобы научиться управлять вниманием и восприятием, стоит понимать, как работает наша зрительная система. В книге автор приводит примеры восприятия зрительных образов на примере произведений изобразительного искусства. Так Леонардо да Винчи смог передать на полотне загадочную улыбку Моны Лизы, Клод Моне — колыхание маков на ветру, а Пит Мондриан — мерцающие огни в «Буги-вуги на Бродвее». Также автор рассказывает о том, как использовать текстуру, глубину, яркость, цвет, техники нанесения краски не только в классическом искусстве, но и компьютерной графике, рекламе, графическом дизайне, фотографии.
Цитата из книги:
Пабло Пикассо метко высказался на эту тему в письме поэту Гийому Аполлинеру: «Цвет — просто символ; реальность содержится в одной лишь яркости». Художники знают, что цвет и светлота в искусстве могут выполнять разные роли. У этого есть глубокие нейробиологические основания: ведь два названных параметра анализируют разные части зрительной системы, каждая из которых отвечает за свою область в зрительном восприятии.
4. «Тайная жизнь цвета». Кассия Сен-Клер
Большую часть информации мы получаем через глаза, в том числе о цветах. Одни вызывают радость, другие — грусть, например, зеленый ассоциируется со свежестью, а черный — с ночью. Иногда мы сами не замечаем, как цвета влияют на наше восприятие.
В своей книге английская журналистка Кассия Сен-Клер просто и интересно рассказывает о том, какой оттенок синего воспринимается как дорогой, что такое «розовый налог», откуда берутся разные пигменты, какие драматические и комические истории связаны с оттенками. Есть даже истории о том, почему до середины XX века мальчиков одевали в розовый, а девочек — в голубой, и как цвет использовался в политике и социальных играх.
Дизайнерам и художникам особенно важно не просто разбираться в колористике, но и понимать, как цвета передают настроение и влияют на человека. После прочтения вы сможете подбирать цвета и оттенки, которые лучше передадут суть вашего проекта и, вероятнее всего, понравятся заказчику. Особая ценность этой книги в том, что она — бесконечный источник историй. Их не просто интересно читать, но и полезно использовать в общении с заказчиком.
Цитата из книги:
Если бы цвета были людьми, белым восхищались бы, но он вряд ли стал бы популярным: он слишком эксклюзивен, аристократичен и невротичен.
5-6. «100 главных принципов дизайна» и «100 новых главных принципов дизайна». Сьюзан М. Уэйншенк
Сьюзан М. Уэншенк убеждена, что разрабатывать дизайн без понимания причин поведения человека — это как блуждать по незнакомому городу без карты: хаотично, запутанно и неэффективно. Например, дизайнера терзает сомнение: сделать красивее или практичнее. Можно положиться на интуицию или сделать на свой вкус. Но тогда не факт, что такой дизайн понравится клиенту. Он может полностью завернуть проект — и придется все переделывать.
В этой ситуации нет правых и виноватых, но автор книги знает, как ее можно избежать. Основная мысль — отталкиваться от потребностей человека, понять, как отразить в проектировании психологию и поведение заказчика. Автор легко и понятно рассказывает, как человек видит, читает, запоминает, думает, фокусирует внимание, чувствует и принимает решения. Теорию иллюстрируют реальные примеры, опыт и исследования. Правда, основные кейсы — из веб-дизайна, но они применимы к любому направлению.
После прочтения вы сможете для себя понять, как создать интуитивно понятный и привлекательный дизайн на основе психологии поведения людей. А еще, как захватить и удержать внимание, как люди принимают решения и какое зрение важнее: центральное или периферическое.
Цитата из книги:
Не тратьте время, пытаясь изменить чьи-то укоренившиеся убеждения. Лучший способ изменить чье-либо мнение — сделать так, чтобы человек изменил его самостоятельно. Не пытайтесь доказать людям, что их убеждения нелогичны, неразумны или являются не лучшим выбором. Это может вызвать «ответный огонь» и заставить их отстаивать свои позиции.
7. «Культурный код: как мы живем, что покупаем и почему». Клотер Рапай
Автор книги Клотер Рапай — психолог, бизнес-консультант, основатель Archetype Discoveries Worldwide. И эта работа — одна из самых легендарных и спорных книг о маркетинге и восприятии продуктов разными людьми.
Все люди разные, особенно люди из разных стран и даже регионов. При разработке любого продукта и дизайна стоит учитывать, как тот или иной элемент воспринимают разные народы. Например, вы могли заметить, что одна компания может выпускать продукт, который в России и Европе будет выглядеть по-разному. Можно даже взять меню фастфуда, например: в России любят лук и обычную мягкую булочку — основной ассортимент будет с упором на них, а в Европе — на чиабатты и рукколу.
В своей книге Клотер Рапай рассказывает о подходах к разным клиентам и аудитории на примерах: почему у американского джипа фары должны быть круглыми? почему во Франции идея изготовления сыра из пастеризованного молока обречена на провал? Он сам анализировал неудачные выводы продуктов на международный рынок и разрабатывал стратегии захвата «невозможных потребителей» — тех, кому продукт кажется совсем ненужным. Например, в книге есть история о том, как страну с древней культурой чаепития с помощью психологических приемов приучили пить кофе.
Эту книгу очень важно прочитать дизайнерам, которые хотят работать с иностранными заказчиками, а также понимать отличия подходов к клиентам из разных регионов России.
Цитата из книги:
Еще в самом начале карьеры я понял: помочь людям разобраться в подлинном значении того или иного объекта можно, только став на время «пришельцем с другой планеты». Чтобы разобраться, чем привлекателен тот или иной предмет и какие чувства он вызывает, я должен был создать впечатление человека со стороны, который нуждается в помощи.
Знания из этих книг применимы в любой сфере. Правда, изучение займет некоторое время. Есть вариант научиться работать с восприятием быстрее и на практике. Евгения Альшанская на интенсиве «Нейроэстетика в дизайне» расскажет подробнее о том, как применять психологию в дизайне, работать с эмоциями, понимать себя и заказчика, создавать впечатляющие проекты. В процессе участники узнают о лучших международных практиках, разберут реальные кейсы и отработают навыки на практике.