До защиты дипломных проектов осталось чуть больше двух недель. Как настроение у команд?
Программа «Маркетинг и бренд-менеджмент» уникальна тем, что команда работает с реальным заказчиком и пытается решить его реальную проблему. Это значит, что никто не знает правильного ответа заранее.
Чтобы ответить на вопрос про настроение, я, пожалуй, прибегну к метафоре. Представьте, что вас с группой незнакомцев сбросили с вертолёта посреди диких джунглей и дали задание найти там клад, а затем выбраться живыми и невредимыми — желательно, в том же составе.
Что это за клад, как он выглядит и в какую сторону нужно бежать, чтобы его обнаружить, — никто не сказал. У вас даже карты нет — только небольшие подсказки, которые ещё нужно умудриться разглядеть где-то среди лиан.
Правда, есть помощь «свыше»: с того же самого вертолёта вам регулярно скидывают разные приспособления, которые могут помочь в поиске. Правда, как именно их применить и когда, тоже нужно догадаться самим. А ещё с вертолёта вам регулярно кричат: «Не туда! Так, а здесь теплее! А вот мачете другой стороной поверните, тогда сработает! А вот узел на верёвке вы неправильно вяжете, попробуйте лучше «морской». Не сработало? Так это потому, что вы верёвку не ту взяли, меняйте!...».
Не будем забывать, что джунгли при этом полны опасностей. Вашей команде незнакомцев нужно сплотиться и научиться справляться с ними самостоятельно. Кажется, все инструменты при вас, вы не одни, но сумеете ли быстро среагировать, если внезапно нападёт пантера?
Примерно так ощущается учёба на программе «МБМ» :) Каким может быть настроение при таком раскладе? Это постоянные эмоциональные качели! Удалось найти источник чистой воды и безопасно переночевать — ура, мы живы, эйфория! Неделю идём куда-то всё глубже в джунгли, чувствуем, что заблудились, а подсказки с вертолёта летят какие-то непонятные — страх, отчаяние, уныние.
Сейчас моя подопечная команда приближается к последней предзащите по финальному модулю программы, «Коммуникации». Как и перед каждой предыдущей предзащитой, страсти накаляются. Стресса добавляет и то, что проект близится к финалу.
Я стараюсь не давать ребятам унывать. Особенно капитану команды Владу — мы с ним на связи ежедневно и даже ежеминутно. Вот на днях, чтобы помочь снизить градус тревожности, посоветовала ему меньше сидеть за компом и больше гулять, размышлять про проект на ходу. Я сама так делала в прошлом году. Вместо того чтобы принуждать мозг думать, нужно сместить фокус на физическую активность — тогда мысли сами себя «думают» в фоновом режиме. В расслабленном состоянии голова находит ответы и решения гораздо быстрее. Влад подтвердил, что фокус сработал.
Какими были эти месяцы работы над проектами?
Пожалуй, моя метафора про джунгли уже описала, каким был учебный год. Но это не уникальный случай — такова специфика программы и работы с реальными заказчиками и чужими бизнесами, про которые ты в начале обучения узнаёшь впервые. Так было у меня и моих одногруппников, так наверняка будет и у следующих потоков.
Мои ребята — большие молодцы. Они повзрослели и возмужали за это время. Если продолжить метафору, то команда абсолютно точно научилась выживать в джунглях — виртуозно пользоваться всеми инструментами и самостоятельно добывать недостающие ресурсы. Ребята пробороздили тысячу гектаров и сумели-таки нащупать тропинку к кладу. Осталось очистить его от грязи, аккуратненько уложить на что-нибудь и суметь донести до места назначения.
Одним из самых ярких событий учебного года стало начало спецоперации 24 февраля. Может прозвучать абсурдно, но для команды это оказался полезный опыт с точки зрения маркетинга. Предзащита по стратегии выпала как раз на это время. Получилось так, что ребята уже сформировали стратегию, а затем были вынуждены её перепридумать и пересобрать, учитывая новые внешние обстоятельства. Команда справилась! Ребята применили сценарный анализ и показали, какие варианты развития могут быть у проекта, в какой парадигме нужно строить дальнейшую работу и на что опираться. Жюри высоко оценило работу команды на этом модуле и похвалило ребят за то, что они учли новый контекст.
В чём важность финальной защиты?
Финальная защита важна потому, что проекты команд получают реальную независимую оценку очень крутых экспертов рынка. Именно в финале студенты узнают, чего стоили их бессонные ночи и усилия. Финал — это такая большая вкусная вишенка на торте, которую вы будете с удовольствием вспоминать долгие годы.
А ещё финал — штука коварная. Даже если кажется, что вы готовы и уверены в своих силах, потому что усердно трудились весь год. Сложность в том, что до этого ваши выступления слушали и комментировали преподаватели курса, а в финале вас ждут десять независимых экспертов, которые увидят вас, вашу команду и проект впервые в жизни. Так в финале обеспечивается максимальная непредвзятость оценки.
У жюри будет всего пара дней перед защитой, чтобы кратко ознакомиться с пояснительными записками к проектам. А у команд — всего 40 минут эфира, чтобы понятно и одновременно эффектно презентовать свое детище, над которым они корпели весь учебный год.
Я рекомендую всем командам отнестись к финалу не как к защите диплома, а как к питч-сессии с потенциальными инвесторами. Здесь важно включить и самомаркетинг, и самопиар, и подачу, и артистизм. Даже элементы интерактива и перфоманса. В финале всё идет в ход, чтобы выделиться и запомниться жюри.
Каждая команда уже проделала гигантскую работу. Осталось её презентовать — уже не академически, а скорее увлекательно. Сделать упор на сторителлинг и подачу, чтобы жюри разглядели идею и загорелись вашим проектом так же, как вы сами.
Каким был для вас опыт менторства?
Классным! Я давно чувствую потребность делиться с людьми знаниями и экспертизой, помогать двигаться вперед. На всех моих местах работы мне всегда говорили, что я умею хорошо объяснять. А побывав в роли менти в прошлом году, я прочувствовала, как это круто — иметь наставника. Так что я очень благодарна нашему маркетинг-папе Андрею Пуртову, который дал мне возможность попробовать себя в роли ментора. За год менторства я ещё сильнее укрепилась в своем стремлении помогать, консультировать и делиться экспертизой, так что буду дальше искать возможности для подобного формата взаимодействия.
Зачем идти учиться на «Маркетинг и бренд-менеджмент»?
Я самопровозглашённый амбассадор программы «МБМ»! Всегда всем рассказываю, что она изменила мою жизнь и мышление, сделала из меня другого человека — более сильного, осознанного и профессионального. Как-то я даже сконвертировала случайного попутчика в поезде «Москва-Пенза» в тёплый лид на программу — мы с командой тогда как раз ехали проводить исследования по проекту.
Зачем идти на программу? Наверное, в текущих обстоятельствах могу ответить так: чтобы даже при таких событиях, как 24 февраля 2022, не терять почвы под ногами. На «МБМ» вы не просто изучаете инструменты, а сразу закрепляете навыки «в бою». После такого вы можете справиться с чем угодно, будь вы наёмным сотрудником или владельцем собственного бизнеса.
«Маркетинг и бренд-менеджмент» — уникальный мультидисциплинарный курс занятий по стратегии, маркетингу, брендингу и коммуникациям. Обучение на программе подразумевает работу над реальными проектами клиентов. В качестве заказчиков выступают частные компании, а также администрации городов и регионов. Старт нового потока — 25 октября, подробности по ссылке.