Цвет как способ общаться с клиентом
Я искренне верю, что цвет — это способ невербального общения. С его помощью мы можем сказать друг другу больше, чем словами.
Начните коммуникацию с клиентом с цвета. Спросите у него: “Что для вас цвет?”. Ответ может вас удивить, вдохновить, вывести на новый уровень коммуникации. Профессиональный дизайнер должен обладать эмпатией, уметь вникнуть в мир другого человека, чтобы создать для него что-то действительно важное. Цвет может стать одной из точек взаимопонимания. Уловив настроение, эмоцию клиента через цвет, вы сможете создать интерьер, наполненный ресурсными ассоциациями для людей, с которыми вы работаете.
Психология и физиология цвета
Сегодня цвет в качестве инструмента используют не только дизайнеры, но и физиологи, психотерапевты и психиатры. Наука о цвете — эмпирическая, она связана с опытом и экспериментами, которые ведутся до сих пор. Каждый год появляются новые исследования о том, как люди воспринимают цвет и как он воздействует на психологическое и даже физиологическое состояние.
Дизайнеры интерьера — в числе главных создателей окружающей среды, которая должна быть комфортной для людей. Мы создаем дома, офисы, общественные пространства — места, где люди проводят много времени, куда приходят с определенными целями. От интенсивности и характера цвета в этих пространствах зависит многое, поэтому следить за актуальными исследованиями в этой сфере для профессиональных дизайнеров очень важно.
Самым стабильным и спокойным цветом считают синий, самым неагрессивным — розовый, а цветом счастья — небесно-голубой. За этими знаниями стоит огромный труд ученых. Создавая визуальную среду, важно учитывать эту информацию. Просматривайте обновления от Pantone, следите за исследованиями центра эстетики AkzoNobel, маркетинговыми исследованиями в сфере ритейла и моды, и вы сможете найти много зацепок для своих проектов.
Выбирая цвета, помните об их специфике. Например, теплые цвета, в которых присутствуют оттенки желтого, — это экстравертированные цвета, которые нас больше возбуждают. Холодные оттенки, напротив, — интровертированные, они успокаивают и заземляют. Почему это важно и как это применять? Каждый раз, когда я начинаю работать с помещением, я не просто пишу на чертеже спецификацию («гостиная», «прихожая», «санузел»), я стремлюсь прописать конкретные действия, которые будут происходить в этой комнате. В некоторых гостиных люди только смотрят телевизор, в других — общаются, в третьих — любят играть в подвижные игры. Разные цвета создают ресурсы для разных видов деятельности. Сложно будет успокоиться в гостиной, где много оранжевых и красных интонаций — от них можно будет только устать.
Работая с цветом, не забывайте прислушиваться к клиенту и спрашивать, чего он хочет от пространства и как воспринимает те или иные цвета.
Цвет в историческом контексте
Еще цвет может быть отсылкой к историческому прошлому помещения. Как один и тот же цвет может быть разным у разных художников, так же он может отличаться и в разных интерьерах. Например, в ЦДЛ используется классический красный из XIX века. Здесь он воспроизводит атмосферу аристократического дома.
Интерьер ресторана ЦДЛ
Интерьер ресторана «American diner»
Цвет для разных поколений
При выборе цветовой палитры и материалов спросите себя: для кого я делаю этот интерьер? Какие у этого человека ценности, из какого он поколения? Когда я работала над рестораном Stage, передо мной стояла трудная задача: сделать интерьер, который подойдет для всех возрастов.
Мы выбрали фактуру дерева, чтобы создать ощущение уюта. Затем перешли к фирменному цвету ресторана — зеленому. Его дополнили желтым и красно-оранжевым. После этого начали работать с интенсивностью цвета. Чем ярче цвет, тем лучше он воспринимается детьми, людьми счастливого возраста. Взрослым, наоборот, нравятся более сложные цвета. А для активной молодежи, которые обожают ночную, клубную среду, мы выбрали затемненные оттенки.
Интерьер ресторана Stage
Зная особенности восприятия людей разного возраста, разной профессии и характера, вы сможете собирать идеальные цветовые рещения индивидуально. Черпать информацию об этом можно, опять же, из исследований. Последнее открытие ученых о зависимости цвета от характера и образа жизни человека говорит о том, что существуют цветовые лидеры, нейтралы и скромники. То, какие цвета предпочитает человек, зависит от его бэкграунда, привычек, физиологических и психологических особенностей. Это данность. Совершенно бесполезно навязывать цветовому скромнику цвета, которые с большим удовольствием воспринимает цветовой лидер. И наоборот.География цвета
Цвет очень сильно зависит от локации. Я всегда говорю: невозможно перенести Прованс в Москву, потому что у нас другая широта и другое освещение. Если взять интерьерные цвета, которые используются в Провансе, и использовать их в Подмосковье, мы получим удручающую картину. У нашего света скорее сероватые оттенки, они будут заглушать теплые цвета и давать совершенно другое впечатление, чем на юге.
Мне посчастливилось работать над рестораном в долине Лефкадия в Краснодарском крае. В июне в этом месте цветет лаванда — это одно из моих самых ярких впечатлений об этом месте. К лавандовому цвету мы подобрали охристо-желтый, чтобы сыграть на контрасте. К тому же он отсылает нас к цвету земли в этом регионе. Мы не просто искали референсы в интернете и пытались сделать что-то похожее, а оттолкнулись от окружающей среды, посмотрели на контрасты и нюансы, которые предложила нам сама геолокация.
Интерьер ресторанного комплекса «Долина Лефкадия»
Цвет в контексте
Любой цвет меняется в зависимости от того, в каком цветовом контексте он находится. Один и тот же цвет на темном фоне становится ярче и богаче, на белом — темнее. Это знание можно использовать в интерьере.
У меня был очень интересный проект с Леруа Мерлен. Мы создавали макет дома, чем-то похожий на то, что делают в IKEA. Трудность была в том, что в интерьер нужно было инсталлировать как можно больше материалов Леруа Мерлен, показать весь цветовой спектр, а именно как разные материалы и детали могут вести себя в цветовых контекстах.
Экспозиция в магазине Леруа Мерлен
Часто люди не любят темные цвета, например на кухне, в то время как они могут лечь в основу очень интересного решения. Довольно бюджетный кухонный гарнитур из шпона может выглядеть очень выигрышно на фоне графитовой стены. Пугаться темного фона не нужно, ведь зону, где вы будете завтракать с семьей, всегда можно сделать светлой.
Научиться обращаться с цветом и преображать пространства с его помощью можно на программе «Декорирование интерьера». Куратор Ольга Розет и другие опытные практики из индустрии поделятся с вами своими методами подбора цветовых решений для интерьера, а также дадут инструменты, которые позволят вам найти собственный стиль.