— В чём разница между креативным предпринимательством и креативной экономикой?
Это синонимы. Во всём мире креативная экономика, экономика знаний и креативное предпринимательство — это одно и то же.
Креативная экономика — это отрасль, где основная ценность, за которую платит клиент, креативная. И она распространяется, продается, передается пользователю с помощью современных онлайн технологий. Поэтому это и называют экономикой знаний. Креативные предприниматели создают новый интеллектуальный продукт.
— Давайте разберём на примерах. Девушка занимается керамикой и продает свои изделия, она креативный предприниматель?
Нет, это скорее культурное предпринимательство. Креативным оно станет, если, например, эта девушка соединит каким-то образом изделия из глины, новые технологии и широкое распространение. Культура и культурное предпринимательство — это про эксклюзив, штучность, уникальность. Девушка делает керамические изделия, и каждый её предмет эксклюзивен, просто потому что физически руками сделать два одинаковых предмета из глины почти невозможно. А креативное предпринимательство — это наоборот про инклюзивность, доступность без ограничений для очень многих людей.
Поэтому это может быть кино, видео, музыка, анимация, любые образовательные вещи. Но они становятся креативным предпринимательством, только если мы делаем как-то не как все. Например, образовательную платформу Coursera, на мой взгляд, можно отнести к креативному предпринимательству. Компания изобрела новый способ того, как люди обучаются.
— Ещё пример. Есть приложение Down Dog, по которому можно заниматься йогой. Там пользователь самостоятельно выбирает длительность занятия, разновидность йоги и другие параметры. Это креативное предпринимательство?
Да, мне кажется, что подобное приложение для йоги — это продукт креативного предпринимательства. Потому что мы платим за подписку, но не платим за образование тренеров, за аренду зала, за транспорт, на котором едем в зал, чтобы заниматься йогой. Мы платим за информацию — что мне сделать прямо сейчас, чтобы моё тело почувствовало себя хорошо. И мне кажется, что это именно тот случай, когда мы платим за информационную ценность.
— Получается, мы можем вывести признаки креативного предпринимательства: продукт интеллектуального труда, плата за информацию и широкое онлайн распространение?
Да, приведу ещё один пример из мира моды, который мне ближе. Цифровые наряды, 3D манекены, онлайн-примерка — это креативное предпринимательство. Когда мы говорим про создание стандартного предмета одежды, стандартной коллекции из физических материалов традиционными методами, то здесь ничего не поменялось. Конечный покупатель платит за эту физическую традиционную инфраструктуру, покупая модную вещь. А покупая NFT или digital наряд, он платит в чистом виде за идею. И такой наряд может купить любое количество человек.
— А чем, на ваш взгляд, креативный предприниматель отличается от обычного?
Это люди с совсем другой логикой. То есть у них нет задачи взять существующее ремесло или какой-то способ производства и сделать это своими собственными руками со своим видением. Это про творчество, искусство.
Креативный предприниматель пытается сделать для значительно большего числа людей. Он в принципе по-другому подходит к созданию продукта:«Я создаю что-то, что будет доступно огромному, неограниченному количеству людей посредством современных технологий. И это то, чего не существовало и то, за что будут платить люди: моё знание, моя идея, которую я в это вложил, а не форма».
— То есть по сути это должна быть инновация?
Нет-нет. Необязательно, но инновация должна быть в бизнес-модели. Например, антистресс-игрушка pop it — инновационный продукт, но сам бизнес абсолютно стандартный. А креативное предпринимательство подразумевает заработок на другом и по-другому. У меня есть идея, я придумал, как передать её максимально большому количеству людей благодаря технологиям.
Возвращаясь к примеру с керамикой. Я умею делать горшочек, но как сделать так, чтобы такой горшочек купили миллиард человек? Например, сделать VR-программу, где человек как будто бы приходит на урок лепки из глины и под моим виртуальным руководством делает сам себе виртуальный горшочек. Опыт у него случился? Случился. Горшочек появился? Появился. Виртуально? Виртуально. Миллиард человек? Миллиард человек. Человек платит мне за то, что я один раз придумал.
— Отличается ли тогда инфобизнесмен от креативного предпринимателя? Например, если керамистка из примера выше продает свои курсы через соцсети.
Да, это креативное предпринимательство. Она сама придумала этот горшок, метод оцифровки и привлекла специалистов, которые сделали программу для виртуальной реальности. Даже если это не про виртуальную реальность, и девушка просто продает свои обучающие курсы в видеоформате. Потому что креативное предпринимательство, как я уже говорила в самом начале, во всем мире ещё называют экономикой знаний.
— А бывает такое, что креативный предприниматель просто не ассоциирует себя с креативным предпринимательством?
Конечно, просто потому, что большинство людей просто не понимают, что такое креативное предпринимательство. Это настолько новая отрасль, что люди часто о ней даже не слышали.
Но в какой бы сфере вы не были бы предпринимателем, ваша главная задача — зарабатывать деньги, реализуя свою идею. Сейчас очень большая проблема среди творческих предпринимателей в том, что творить, создавать идею, концепт, продукт мы научились, а как это монетизировать — нет. Кажется, важнее создать, чем продать. Но если в какой-то момент вы подумали, что создавать это клёво, но все-таки хочется, чтобы это кто-то покупал — то приходите на наш курс «Креативное предпринимательство». Вы научитесь управлять бизнесом в креативных индустриях правильно: не стихийные решения, а регулярный менеджмент с прогнозируемой маржинальностью.
Виктория Ирбаиева о своём опыте
Примерно раз в 7 лет я полностью меняю отрасль и деятельность, в которой я реализуюсь. При этом у меня есть высшее психологическое образование и полученные знания помогают в каждой моей деятельности быть более или менее успешной.
Моя HR-деятельность строилась в управлении топ-менеджментом. У меня с самого начала уже был предпринимательский опыт, поэтому я с любым руководителем могу говорить из позиции на равных. Позже я ушла в внутренний HR Renault, где моя должность звучала как head of management development, руководитель по развитию качества менеджмента. Моя задача состояла в том, чтобы KPI руководителей достигались благодаря улучшению их управленческих навыков.
Что касается моего предпринимательского опыта — сначала это был это ритейл, обувной магазин Ecco. За первый год мы вошли в тройку лучших франчайзи по продажам. Много лет спустя я случайно обнаружила в Москве дизайнерские курсы и стала владелицей собственного бренда одежды.