История журнала началась 27 марта 2021 года на выставке «Живой», приуроченной к премьере одноименного спектакля Виктора Рыжакова и Татьяны Бурель. Студенты и выпускники программы «Фотография для новых медиа» приступили к исследованию творчества Виктора Цоя, которое потом переросло в большой печатный фотопроект, над которым работали более ста человек.
В июне 2022 года фотографы представили результаты годовой работы — спецвыпуск журнала FFNM «Живые», в который вошли 21 fashion-история и 21 интервью с молодыми артистами театра «Современник».
— Кому и как пришла идея совместного проекта?
Алексей Никишин, куратор программы «Фотография для новых медиа»:
Мы давно дружим с Виктором Рыжаковым. Совместно с Татьяной Бурель они придумали и поставили спектакль «Живой» о Викторе Цое. А мы со студентами Британки представили свою экспозицию fashion-фотографий на одноименной выставке к премьере этого спектакля в театре «Современник». Так получилось, что наша экспозиция открывала выставку.
После выставки мы встретились с Ольгой Топуновой, руководителем отдела развития театра — поделиться идеями о том, что еще можно было бы сделать вместе. Я подумал, что было бы здорово задействовать артистов спектакля: взять у них фото-интервью, как для модного журнала, и сопроводить это текстами о том, что они ценят и любят больше всего. Тогда представители театра предложили подключить к проекту театроведов-драматургов — студентов ВШСИ Константина Райкина. Так и родилась идея для специального выпуска, на воплощение которой ушел еще целый год: театроведы-драматурги взяли интервью у артистов «Современника», а мои выпускники провели для них fashion-съемки. Весть этот собранный архив я передал в верстку Михаилу Лоськову, моему старому другу и великому книжному дизайнеру. Так появился первый спецвыпуск журнала FFNM — «Живые».
«Потому что клево делать что-то вместе, веселиться с друзьями — тогда все получается»
Алексей Никишин: Я как человек, который не забывает своих выпускников после окончания их обучения, а оберегает и всячески работает с ними, очень рад, что этот проект состоялся и обрел новую форму — спецвыпуска журнала FFNM*. Такой формат в журнале мы попробовали впервые. Для меня это действительно важно и интересно. Вообще, это моя большая задумка: выпускать параллельно с учебными журналами подобные серьезные выпуски с коллаборациями и специальной тематикой.
*FFNM — независимый журнал о современной культуре и моде; выпускается два раза в год в Москве. Над журналом работают студенты, куратор, а теперь еще и выпускники программы «Фотография для новых медиа» и дружественных программ».
— Что было самым важным во время подготовки к выпуску?
Алексей Никишин: Для меня самое важное — что все состоялось. Мы выпустили журнал, в котором приняли участие более 100 человек. Когда над одним проектом работает такое количество людей — это очень сложно на всех этапах. Здорово, что мы все довели до конца. Для меня это хороший аргумент, чтобы продолжать развивать проект в том же духе, делать что-то новое, вовлекать больше интересных и разносторонних людей: наших друзей, выпускников. Потому что клево делать что-то вместе, веселиться с друзьями — тогда все получается.
Отрывок из журнала:
Про Цоя
«Есть такие поэты, которые вне времени. Тем более в нашей стране, где всегда есть такой неразрешенный диалог между властью и народом (мне кажется, что так будет всегда, это какая-то карма нашей страны). Тексты Цоя будут актуальны всегда, а тексты про любовь его, про какую-то свободу, про какую-то мечту — это же вне времени», — Варвара Шмыкова, артистка.
Ира Смоликова, автор фото-интервью с Варварой Шмыкововой:
Мне было очень интересно работать над этим проектом. Наш куратор Алексей Никишин дал нам полную свободу творчества. И в качестве идеи для съёмки я взяла личную историю — период жизни, когда я много времени проводила одна дома. Думаю, это может быть знакомо многим, кто долго сидел на изоляции в эпоху карантина.
С Варварой было легко и классно. До съёмки я переживала о том, как буду с ней работать. Но она оказалась открытой, гибкой и игривой. Плюс она профессионал — это тоже чувствовалось, поэтому работа с ней была замечательным опытом.
Отрывок из журнала:
Мода
«Для меня мода — это то, как чувствует и видит себя поколение. Ну не поколение, а сейчас, сегодня, какой-то определенный слой общества, который, грубо говоря, самовыражается через внешний мир, которому важно проявляться через внешнее», — Полина Пахомова, артистка.
.
Ильдар Хуснетдинов, автор фото-интервью с Полиной Пахомовой:
Первое, о чем я подумал при подготовке к съемке с Полиной — как я хочу показать главного героя, не привязываясь к тому, что она актриса. Важно уметь находить контакт в сравнительно короткий промежуток времени и максимально донести своё видение до модели.
Самой большой сложностью для нашей команды оказалось полное отсутствие времени на подготовку и сумасшедший график всех участников. Несмотря на все трудности, мне кажется, мы неплохо справились. И в этом — огромная заслуга всей команды. Завершилась наша коллаборация с «Современником» приятным бонусом — презентацией наших зинов в «Рихтере». Я бы хотел поблагодарить всю нашу команду, в частности, Лизу Красковскую, Соню Климову и Елену Фогель, наших кураторов, Британку и всех причастных к этому проекту. И, конечно, Полину Пахомову за то, что она нашла время в своем непростом графике и максимально ответственно и идейно подошла к нашей съемке.
Спецвыпуск FFNM, журнал-зин «Живые»
Идея и арт-дирекшн: Алексей Никишин, куратор программ «Фотография для новых медиа», «Fashion-видео», «Основы фотографии и создание портфолио».
Продюсер: Наташа Базова
Лейаут: Катя Иванова
Типографика: Михаил Лоськов
Редактор: Игорь Никишин
Корректор: Елена Фогель
Печать: Геннадий Боев
Особая благодарность за реализацию проекта:
Виктор Рыжков, художественный руководитель театра и режиссер спектакля «Живой».
Екатерина Черкес-Заде, директор Universal University.
Татьяна Бурель, музыкальный руководитель и режиссер спектакля «Живой».
Оля Топунова, руководитель отдела развития театра «Современник».
Катя Абрамова, PR-директор театра «Современник».
Катя Ваншет, ассистент художественного руководителя театра «Современник».
Михаил Дурненков&Павел Руднев, руководители курса театроведов-драматургов в ВШСИ Константина Райкина.
Одина Каримова, руководитель отдела маркетинга MUTE.