Кто есть кто на fashion-съемке?
Фотограф, визажист, продюсер, стилист, редактор журнала, модель — целая команда профессионалов создает красивую картинку, которую мы видим в модных журналах или кампейнах брендов. Если из этой команды выпадает одно звено, добиться безупречного результата уже невозможно.
Нина Лобыкина (продюсер): Существует стереотип, что фотограф может все: стилизовать, поставить съемку, найти модель и место, со всеми договориться. Это может быть правдой, только если фотограф работает над своим творческим проектом и знает: кого, как и где хочет снимать. Если мы говорим о съемке коммерческой или журнальной, — это недопустимо. Один человек не в состоянии физически объять так много задач, при этом сделать все качественно и вовремя. Для этого нужна команда специалистов, которую собирает и координирует продюсер. Именно он делает все, чтобы съемка состоялась: отвечает за препродакшн, договаривается с локациями, участвует в кастинге моделей, учитывая пожелания фотографа, стилиста и визажиста и отсеивая тех, кто точно не подойдет для съемки. Успех кастинга зависит от того, насколько продюсер знает и умеет слышать свою команду, насколько он может уловить идею и концепцию финального произведения. От этого зависит тонкость фильтра. Если команда сработанная, то из 150 моделей продюсер самостоятельно сможет выбрать пять, которые точно точно подойдут для съемки.
Команда студентов программ «Фотография для новых медиа» и «Стайлинг и имиджмейкинг» на fashion-съемке.
Дарья Тикунова (модельное агентство): Для агентств и букеров важно тесное сотрудничество с продюсерами и fashion-редакторами. Часто бывает так, что крупные компании и издания работают с одними и теми же известными лицами, а многие их тех, кого агентства выращивают и воспитывают, остаются неизвестными. Поэтому мы стараемся выводить новые лица на рынок, знакомить с ними продюсеров и журналы.
Это всегда взаимовыгодное сотрудничество: мы предлагаем наших моделей на съемки с фотографом, работы которого хорошо знаем. В этом случае мы уверены, что моделям будет что положить в портфолио и продолжить карьерный рост. Однако мы можем открывать звезд и по другую сторону объектива, например, доверяя моделей неизвестному фотографу, который может создать что-то неожиданное и красивое.
Роль модельных агентств в развитии современной фотографии огромна.
Данил Головкин (фотограф): Часто случается, что в начале карьеры у фотографа нет своей команды и никто не дает ему моделей. Получается замкнутый круг: у тебя нет портфолио, поэтому ты не можешь войти в профессию, но чтобы заработать портфолио, нужно все-таки начать снимать и войти в профессию. В таких случаях хорошо работают коллаборации начинающих фотографов с начинающими моделями. Они делают совместные проекты, вместе развиваются и помогают друг другу. Когда одного из них замечает продюсер, внимание обращают и на второго.
Анна Рыкова (стилист): Все говорят, что журналы работают только с проверенными топовыми фотографами. Но это тоже не совсем правда. Я как стилист Cosmopolitan работала с разными людьми, в том числе с теми, которые приходили «с улицы». Я вообще брала всех и ни разу об этом не пожалела.
Модели на съемке в рамках коллаборации Яндекса и студентов программ «Фотография для новых медиа» и «Стайлинг и имиджмейкинг».
Кто главный на съемке?
Со стороны может казаться, что на съемочной площадке все подчинено видению фотографа. На самом деле это коллективная работа, в которой нет главных и второстепенных персонажей: каждый вносит свой вклад, а взаимоуважение и доверительные отношения в команде помогают добиться выдающегося результата.
Данил Головкин (фотограф): Кто будет лидировать в процессе, зависит от самой съемки и того, кто сформировал ее концепцию. Например, если мы снимаем макияж или волосы, то ключевые решения принимают парикмахер и визажист. Они составляют мудборд, описывают концепцию съемки, под которую уже подстраиваются фотограф и стилист. И наоборот, если фотограф приносит какую-то творческую идею, то сам становится ключевым игроком команды, ставит свет и работает с моделью. На съемках чаще всего нет разделения, кто главнее, и тем более нет человека, решающего абсолютно все.
Нина Лобыкина (продюсер): Съемка — это совместная работа. Особенно если мы работаем над коммерческой историей по конкретному брифу. Здесь уже никто не может диктовать условия, потому что все сообща работают на конкретный результат.
Мы все профессионалы, поэтому, чтобы съемка получилась классной, в этом должен быть заинтересован каждый из нас. Должна быть химия.
Анна Рыкова (стилист): Всем знакомы моменты, когда что-то не складывается, например, не выходит отснять какой-то лук. В таком случае к решению проблемы подключаются все: модель, стилист и визажисты. Когда я была на съемке в Лос-Анджелесе, мне довелось работать на площадке с парикмахером Питером Славичем, который в свое время делал парики для Леди Гаги и прически для Мадонны и Майкла Джексона. Мы снимали с молодым фотографом, и Питер Славич в процессе съемки много подсказывал нам, делая это очень деликатно, без какого-либо давления со своей стороны.
Алена Моисеева (визажист): Я в начале своей карьеры часто сталкивалась с тем, что визажиста никто ни о чем не спрашивает. Просто говорят что делать. Но, поработав за рубежом, я увидела, что там уровень доверия к специалисту гораздо выше. Были истории, когда во время съемки кадр не получался, а сделать его мы должны были несмотря ни на что. Тогда на помощь приходила я, предлагая что-то классное. Например, добавить маленькую, но эффектную деталь, благодаря которой картинка сразу начинала складываться.
Мария Метелецина (букер моделей): На съемках важно, чтобы каждый из участников процесса смог положить фотографии себе в портфолио. Поэтому нужно сделать и бьюти-кадр для визажиста, и ростовой снимок для модели, и многофигурную композицию для фотографа.
Стилист на совместной съемке Яндекса и студентов программ «Фотография для новых медиа» и «Стайлинг и имиджмейкинг».
Сможет ли глянец пережить кризис?
На фоне ухода из России fashion-брендов и переформатирования глянца многим становится тревожно: смогут ли специалисты модной индустрии и дальше работать в коммерческих проектах? Но несмотря на то, что рынок меняется, запрос на качественный визуал никуда не исчезает.
Нина Лобыкина (продюсер): То, что происходит сейчас на рынке — это из ряда вон, мы в такой ситуации впервые. Мы переформатируемся, потому что нашим клиентам нужны уже не столько билборды, сколько диджитал-форматы. Запрос на fashion-съемки никуда не исчез. Одежду, обувь, украшения продолжают создавать, — и всем нужен визуальный контент.
Сейчас сложно сказать, что делать правильно, а что нет, но неизменно одно: мода все равно существует и будет существовать всегда.
Данил Головкин (фотограф): Сейчас наступает очень классное время для российских дизайнеров, когда они могут инициировать новые проекты и обратить на себя внимание. Ну и, конечно, никуда не уходит реклама, ее тоже должен кто-то снимать. Глянец изменился, но не исчез, а привычные нам журналы уже возвращаются под новыми именами. На смену им приходят и независимые журналы — площадки для экспериментов и инкубаторы новых талантов. На западе все так и работает: молодые артисты показывают свои проекты в инди-журналах, где их уже находят редакторы крупного глянца.
Алена Моисеева (визажист): Глянец продолжит давать множество возможностей для коммуникации и роста, потому что по-прежнему будет собирать вокруг себя больших профессионалов. Здесь важно не название журнала, а люди, с которыми ты работаешь. Для многих медиа сейчас все равно снимают те же профессионалы, что и раньше.
Бэкстейдж со съемок студентов программ «Фотография для новых медиа» и «Стайлинг и имиджмейкинг» для коллаборации с Яндексом.
Как бороться с выгоранием?
Даже на самой любимой работе может случиться выгорание. Творческая профессия — это труд, который требует мобилизации большого количества ресурсов. Fashion-съемки не исключение.
Алена Моисеева (визажист): Как очень эмоциональный человек я несколько раз сталкивалась с выгоранием. Тогда мне начинало казаться, что все, что я делаю, бессмысленно. В такие моменты я стараюсь не сдаваться. Раз мы любим свою профессию и в нее пришли, значит, нам есть, что сказать. Часто мы застреваем в зоне комфорта, начинаем скучать и уставать. Чтобы выйти из нее и справиться с выгоранием, нужно перестроить все в голове. Мне, например, отлично помогает обучение или путешествия.
Дарья Тикунова (модельное агентство): Я балетмейстер-постановщик. Я обучала студентов бальной хореографии десять лет, при этом очень любила и танцы, и преподавание. Но однажды я поняла: все идет по кругу, хочется чего-то нового, например, развития в смежных с основной профессией направлениях. Мне поступило предложение о создании модельного агентства, — для меня это было интересно и ново. То же воспитание, то же обучение,
Если держать в голове, что ты выбрал профессию на всю жизнь, то выгорание будет восприниматься более естественно.
Вы поймете, что это просто момент, когда нужно переключиться, подумать, сменить стилистику, разработать какой-то новый план жизни. Но ни в коем случае не забрасывать свою профессию. В творчестве нереально добиться совершенства, поэтому если вы себя адекватно оцениваете, вы всегда будете в себе сомневаться, всегда искать пути развития и, конечно, попадать в периоды выгорания.
Нина Лобыкина (продюсер): Первые 10-12 лет я горела на работе, сгорала, восставала из пепла и снова горела. Сейчас я научилась с вниманием относиться к себе, переводить телефон в авиа-режим, например. Или просыпаться в шесть утра, но почту проверять не раньше восьми,—все это пришло только с опытом. Work-life balance очень важен для эффективной работы продюсером.
Подробнее о спикерах:
Анна Рыкова — fashion-стилист и fashion-консультант с опытом работы в индустрии моды более 20 лет. Куратор программы «Стайлинг и имиджмейкинг».
Данил Головкин — один из самых востребованных российских рекламных и fashion-фотографов. В портфолио: обложки для Vogue, GQ, l'Officiel, Glamour, Allure, Harper's Bazaar, Marie Clair, Vision, OOB, Сноб, Elle, InStyle. Данил снимает рекламу для Love Republic, L'Oreal, Mango, МТС и многих других.
Алена Моисеева — независимый визажист.
Дарья Тикунова — директор агентства Lilas model.
Мария Метелицина — международный букер моделей.